1.7. Сроки проведения выездной налоговой проверки и их продление

Выездная налоговая проверка – привычная для большинства предпринимателей нашей страны форма налогового контроля со стороны государства. Как правило, деятельность предприятия или индивидуального предпринимателя подвергается процедуре выездного контроля раз в два года. Выездная проверка, в отличие от камеральной, проводится на территории, принадлежащей налогоплательщику. Это обеспечивает легкий доступ к необходимым документам и материалам и облегчает деятельность проверяющих.

Что проверяют ревизоры

В процессе проверки работники налоговой инспекции анализируют:

  • особенности налогового учета организации (предоставление достоверных отчетов в налоговые органы, наличие необходимых правоустанавливающих документов);
  • правильность исчисления налогов и сборов;
  • соответствие режима налогообложения виду хозяйственной деятельности;
  • точность расчета и оплаты страховых взносов.

Кого могут проверить

Выездные налоговые проверки проводятся в отношении:

  • индивидуального предпринимателя;
  • физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью;
  • юридического лица;
  • консолидированной группы налогоплательщиков.

Если фискальные мероприятия проводятся в отношении физического лица, не зарегистрированного как индивидуальный предприниматель, то права представителей налогового органа значительно сокращаются. Так, ревизоры могут находиться в жилых помещениях, принадлежащих налогоплательщику, только при условии согласия собственника (или собственников). Изъятие документов или иных доказательств, необходимых проверяющим, помимо воли проживающих лиц не производится. Эти правила не распространяются на нежилые квадратные метры (производственные, торговые, складские).

Итак, казалось бы, налогоплательщик-физическое лицо имеет законное право укрывать компрометирующие его документы и сведения, препятствовать ходу контролирующих мероприятий. Но не все так гладко. Если доступ к необходимым материалам затруднен, работники налоговой инспекции вправе рассчитывать суммы налогов, подлежащих уплате, что называется, «по среднему», исходя из сложившейся практики. Усредненную сумму и предъявят ко взысканию. Также поступят и с предпринимателем, препятствующему проведению ревизии.

Налоги определяют расчетным способом в следующих случаях:

  • непредоставление в период от двух месяцев и более налоговому органу документов для исчисления налогов;
  • отказ представителям фискального органа в доступе к производственным территориям;
  • некорректное ведение системы учета доходов и расходов или полное отсутствие учета;
  • сознательное укрытие объектов налогообложения.

Причины проведения выездной налоговой проверки

Любая проверка – и камеральная, и выездная – проводятся по плану, заранее утвержденному руководством налоговой инспекции. В исключительных случаях возможны внеплановые ревизии.

Первый этап подготовки контролирующих мероприятий – предварительный анализ экономической деятельности. Внимание ревизоров привлекут:

  • подозрительные схемы для вывода наличных;
  • низкие зарплаты сотрудников;
  • частая смена места регистрации бизнеса;
  • сверхнизкая прибыль или ее отсутствие;
  • фиксация убытков компании в течение двух лет деятельности;
  • расхождения в отчетности по проведенным операциям с декларациями связанных контрагентов;
  • необоснованно частое снятие и новая постановка на налоговый учет.

Эти признаки свидетельствуют о сознательном сокрытии доходов и искажении показателей бухгалтерской отчетности. Законный итог не совсем чистого ведения хозяйственной деятельности – назначение плановой выездной налоговой проверки.

Внеплановая проверка проводится по жалобам клиентов, контрагентов предприятия или его служащих.

Выездная налоговая проверка по всем правилам: сроки, регламент проведения, документы

Всякая ревизия – стресс и для руководителя предприятия, и для его служащих. Поэтому действия контролирующих органов должны проводиться по четкому плану с соблюдением всех процедурных тонкостей.

Сроки проверки

imageПо Налоговому кодексу РФ (п. 6 ст. 89) выездная проверка проводится два месяца. По веским причинам (большой объем документации, необходимость проведения экспертиз) сроки обследования предприятия могут быть продлены до четырех месяцев. В исключительно сложных случаях ревизия проводится в течение 6 месяцев.

Увеличение сроков допускается, если:

  • организация относится к числу крупных налогоплательщиков региона;
  • компания насчитывает четыре и более обособленных филиала;
  • руководство компании-налогоплательщика противодействует должностным лицам и не предоставляет требуемые документы;
  • на месте проведения проверки происходят стихийные бедствия, техногенные катастрофы и прочие форс-мажорные обстоятельства.

Материалом исследования контролирующих органов может быть деятельность организации за предшествующие 3 года. Более ранние эпизоды не привлекаются к рассмотрению.

За год хозяйственную деятельность предприятия могут проверить не более двух раз. Также ограничено число проверок уплаты одного и того же налога за один и тот же временной промежуток – фискальный орган может дважды санкционировать ревизию.

Регламент проверки

Всю процедуру проведения выездной налоговой проверки можно разделить на следующие взаимосвязанные этапы:

  1. Предварительная подготовка. Это анализ деятельности налогоплательщика. Еще в стенах налоговой инспекции специалисты изучают представленные правоустанавливающие документы, декларации, сведения об имуществе. На этом этапе инспектор приблизительно просчитывает сумму недополученных поступлений. Результатом анализа становится издание официального распоряжения по проведению проверки.
  2. Собственно выездная налоговая проверка начинается с предъявления документа о проведении контролирующего мероприятия. В нем должны быть указаны следующие данные:
  • сведения о проверяемой компании или физическом лице: наименование, ИНН, анкетные данные руководителя;
  • цель ревизионных мероприятий – исследование всей деятельности компании или отдельных аспектов ведения бизнеса;
  • срок проведения проверки;
  • состав комиссии и персональные данные ее членов (должность, ФИО).

Документ о проведении ревизии должен быть правильно оформлен и заполнен. Перед началом проверочных действий на нем расписывается представитель фискального органа и заверяет его печатью. Руководитель предприятия, в свою очередь, должен поставить свою роспись и указать дату вручения. Возможно отправление документа заказным письмом по официальному адресу организации.

Срок начала проверки исчисляется с момента получения уведомления руководителем компании.

  1. В процессе проведения выездной налоговой проверки специалистами фискального органа могут проводиться следующие действия:
  • инвентаризация для уточнения предоставленных налогоплательщиком данных;
  • осмотр торговых, производственных, складских помещений, которые используются для получения прибыли;
  • истребование доступа к любой информации, связанной с хозяйственной деятельностью;
  • изъятие (выемка) документов и предметов для подтверждения фактов нарушения налогового законодательства;
  • привлечение сторонних экспертов;
  • допрос свидетеля, располагающего существенной для ревизии информацией;
  • привлечение переводчика;
  • отправка запросов в кредитные учреждения, в том числе и в зарубежные банки.

Итак, форма проведения проверки может быть совершенно разной – от безобидного анализа предоставленной документации до принудительного истребования и изъятия доказательств. Все эти действия совершенно законны. Налогоплательщик обязан обеспечить доступ должностных лиц ко всей значимой информации и не препятствовать получению нужных сведений.

  1. В конце ревизии директору предприятия или его законному представителю под роспись вручается справка. В ней указываются основные данные проведенной проверки: состав комиссии, предмет проверки, сроки. Дата выдачи справки – это дата завершения контролирующего мероприятия.

Сопроводительные документы

imageПосле выдачи справки у фискальных органов есть еще 2 месяца для того, чтобы составить акт выездной проверки. Поэтому время окончания ревизии в справке должно быть указано точно – если проверяющие проставят неверную дату, срок вручения акта затянется. В акте (в отличии от справки) подводятся итоги проведенных мероприятий.

Проверяющие делают выводы о нарушениях в деятельности компании. Наиболее часто выявляются:

  • несоответствие деятельности предприятия и выбранной системы налогообложения;
  • сокрытие доходов или их существенное занижение;
  • нарушения в области начисления и выплаты заработной платы сотрудникам;
  • сознательное использование незаконных (мошеннических) схем ведения деятельности.

Члены комиссии обязаны не только перечислить обнаруженные нарушения законодательства, но и подкрепить их доказательствами – собранными документами, экспертизами. В акте указывается сумма недополученных государством выплат, выносится решение о наложении штрафных санкций, взыскания пеней.

Акт выездной налоговой проверки – итоговый документ, который предъявляется руководителю предприятия или его доверенному лицу. В случае согласия с итогами ревизии акт подписывают все участники проверки. Проверяемое лицо вправе отказаться визировать документ, если результаты проверки вызывают недоверие. Тогда об этом ставится соответствующая отметка.

Таким образом, срок вынесения решения по выездной проверке составляет 2 месяца со дня окончания ревизии. Дата завершения отмечена в справке, выданной директору проверяемой организации или его полномочному представителю.

Законом (пункт 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ) определен порядок обжалования итогов выездной ревизии. Важно не пропустить сроки предъявления возражений – на это отводится месяц. Законом допускается оформить претензии в виде протокола или акта разногласий по итогам проверки.

Причиной обжалования могут быть следующие нарушения в порядке проведения контролирующих мероприятий:

  • некорректное составление сопроводительных документов (постановления о назначении ревизии, справки, акта о завершении проверки);
  • неправомерное увеличение сроков налогового аудита;
  • искажение доказательной базы или привлечение недостоверных доказательств.

Перед составлением обжалования целесообразно обратиться к опытному налоговому консультанту.

Налоговая инспекция обязана рассмотреть представленные возражения в течение 10 дней. В результате принимаются следующие решения:

  • оставить без изменения акт о проведении налогового контроля и применить к виновному предприятию штрафные меры и взыскания;
  • отменить итоги ревизии в целом или частично, приняв во внимание представленные компанией аргументы;
  • вынести постановление о повторном аудите компании в ближайшее время (обычно – месячный срок).

Если вынесенное заключение не удовлетворяет представителей организации, возможно продолжить процедуру апелляционного обжалования в суде. В этом случае жалобу подают сразу после вынесения решения налоговым органом.

Процедура ходатайства в налоговые органы поможет уменьшить штрафные санкции

Кроме составления протокола или акта разногласий, налогоплательщик вправе обратиться в налоговые органы с ходатайством о смягчении взыскания. Правильно составленное обращение поможет сильно сократить штрафные суммы (в некоторых случаях – до нуля). Ходатайство следует подавать в фискальные органы до вынесения решения по результатам проведенного аудита.

В документе указывают смягчающие обстоятельства:

  • признание вины по акту проверки;
  • наличие большого кредитного обременения;
  • высокая кредиторская задолженность;
  • обязательства по договорам лизинга.

Чем больше обстоятельств, смягчающих вину, приведет в свое оправдание налогоплательщик, тем меньше штрафных санкций будет к нему применяться.

До составления обращения в налоговую инспекцию необходимо проконсультироваться с адвокатом: общее признание вины по акту может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

Самостоятельный аудит – способ избежать проблемы с налогообложением

Редкие компании проходят выездные проверки без урона – штрафных санкций и доначислений налоговых выплат. Иногда ревизия приводит к полному прекращению ведения деятельности. Поэтому наиболее предусмотрительные предприниматели заказывают предварительную независимую оценку рисков организации.

В процессе проверки аудиторы анализируют очевидные налоговые упущения и предлагают пути их исправления. Особое внимание уделяют проверке контрагентов компании и контролю сделок. Для безопасности компании лучше отказаться от контактов с малоизвестными сомнительными фирмами, особенно если речь идет о контрактах на крупные суммы. Важно доказать обоснованность и деловую цель каждой сделки.

Также аудиторы советуют вести документооборот не только в электронном виде, но и на бумажных носителях. Отсутствие подтверждающих сделки бумажных документов негативно скажется на результатах налоговой проверки.

Заранее проведенный независимый аудит минимизирует налоговые риски и позволит в случае необходимости выстроить надежную защиту в налоговых или судебных инстанциях.

Заключение

В результате проведенного проверки предприниматель получает развернутый отчет о деятельности своей компании. В нем перечисляются нарушения, допущенные организацией в сфере налогообложения и бухгалтерского учета. Другими словами, работники налоговой инспекции проведут полный (и бесплатный!) аудит предприятия. После анализа допущенных ошибок руководитель предприятия должен так организовать свою работу, чтобы не допускать повторения досадных промахов. Это, разумеется, идеальная схема проведения ревизии.

★ ★ ★

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Выездная налоговая проверка — это стресс для любого бухгалтера. Как мы узнаем о проверке? Какова вероятность оказаться в списке налоговиков? Что делать, когда инспектор уже пришел? Ответим и расскажем про ваши права и обязанности при выездной проверке в нашей статье.

Основные свойства выездной налоговой проверки

Осведомлен — значит вооружен. Прежде всего, ответим на вопрос, что такое выездная налоговая проверка. Для этого обратимся к первоисточнику — Налоговому кодексу РФ. Выездной проверке посвящена ст. 89 НК РФ. Она проводится на выезде, то есть сотрудники налоговой инспекции для осуществления своих функций прибывают на территорию налогоплательщика. Если же налогоплательщик не в состоянии организовать работу проверяющих, предоставить им помещение, выездная налоговая проверка проводится в налоговой инспекции, куда необходимо доставить все требующиеся документы.

Второе необходимое условие: по НК РФ выездная налоговая проверка проводится только по решению руководителя налогового органа.

Должна ли ФНС уведомлять налогоплательщика о проверке

Обязанности уведомлять о проверке законами не предусмотрено. Поэтому будьте готовы встретить налогового инспектора ИФНС с выездной проверкой в обычный рабочий день. Он предъявит решение руководителя налоговой службы, свое удостоверение и приступит к исполнению своих обязанностей.

Наличие и предъявление решения о проверке обязательны. Ваша задача — тщательно его изучить и убедиться, что оно составлено без нарушений и что проводить выездную налоговую проверку к вам явились уполномоченные на это лица. В противном случае законность данного решения и всех последующих действий контролеров можно оспорить.

Такое решение выглядит следующим образом:

Скачать образец

Как еще узнать о выездной проверке налоговой инспекции, помимо неожиданного визита контролера?

Решение могут передать лично руководителю или ИП, пригласив его в налоговую инспекцию. Также возможна отправка заказного письма на адрес регистрации организации или индивидуального предпринимателя с копией решения. Заказное письмо передается лично в руки.

Не исключено, что инспектор сделает предварительный звонок и сообщит, что придет с проверкой, однако так бывает не всегда.

Полномочия проверяющих

День начала выездной проверки — это день вынесения решения о ней. Законом не установлен срок, в течение которого вас необходимо ознакомить с решением, поэтому независимо от того, когда вы получили решение о проведении выездной налоговой проверки, инспектор может начать осуществлять свои функции проверяющего с даты, указанной в решении.

Важно четко понимать, какие действия контролеры производить могут, а какие являются избыточными или даже противозаконными. Кроме того, нужно иметь представление о том, как проходит выездная налоговая проверка.

Для начала необходимо обеспечить доступ проверяющих на территорию налогоплательщика. При отказе в доступе (исключением являются жилые помещения) контролер составляет акт, который подписывает он и налогоплательщик. На основании этого акта налоговая может доначислить налог, опираясь на имеющиеся у нее данные о проверяемом (п. 3 ст. 91 НК РФ). 

Чтобы дать оценку действиям проверяющих в рамках закона, лучше лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверки либо уполномочить на это юриста компании или иного опытного сотрудника. Целесообразно предоставить налоговикам помещение, удобное для них и безопасное для себя:

  • где не реализуется рабочий процесс;
  • куда клиенты или другие люди не имеют свободного доступа.

Инспектор при проведении проверки имеет право:

Сроки проверки

Сроки выездной налоговой проверки в 2019 году не претерпели каких-либо изменений и прописаны в п. 6 ст. 89 НК РФ. Налоговая проверка не может длиться более двух месяцев с даты вынесения решения. В некоторых случаях срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Кроме того, порядок проведения выездной налоговой проверки позволяет приостанавливать ее на срок, не превышающий шести месяцев, по всем случаям приостановки (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Основания для приостановления выездной налоговой проверки установлены в п. 9 ст. 89 НК РФ:

Любое изменение сроков и порядка проведения выездной налоговой проверки оформляется решением руководителя налогового органа, осуществляющего проверку.

В период приостановки проверки налоговые контролеры не имеют права совершать на территории налогоплательщика действия, связанные с проверкой.

Основания для продления срока проведения выездной налоговой проверки указаны в приложении 6 к приказу ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Просто так продлить срок проверки инспекция не может. Для этого она должна отправить запрос в вышестоящий налоговый орган с достаточными обоснованиями своей просьбы. А руководитель вышестоящего налогового органа уже принимает решение, позволить продлить срок проверки или нет.

Таким образом, с учетом максимально допустимых сроков приостановки и продления выездная налоговая проверка может затянуться на один год.

Есть ограничения относительно количества проводимых выездных проверок:

Эти ограничения не действуют на проведение повторной выездной налоговой проверки:

Что проверяют контролеры

Объяснив, какие действия могут совершать налоговики при проверке, и обозначив временной отрезок, в течение которого они могут эту проверку проводить, рассмотрим, что проверяют при выездной налоговой проверке.

Напомним обязательные реквизиты решения о проведении налоговой проверки:

Подпишитесь на рассылку

  • Область проверки. Указаны налоги, которые подлежат проверке (может быть указан как один налог, так и все налоги, уплачиваемые компанией).
  • Срок проверки. Указан временной отрезок, за который проверяются указанные налоги (не более 3 лет, предшествующих году проверки).

Как правило, налоговики обращают внимание на следующие моменты:

Учитываются разные ошибки — как глобальные (сокрытие доходов), так и мелкие (отсутствие одной из двух необходимых подписей на документе). Наиболее распространенные ошибки:

  • отсутствие первичного документа;
  • некорректное заполнение первичного документа;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • неправомерное включение или невключение в налоговую базу расходов или доходов;
  • некорректное отражение в декларациях необходимых данных вследствие опечатки, ошибки исчисления и пр.

Оформление результатов

Как только проверка окончена, инспектор должен выдать справку о проведенной выездной налоговой проверке по утвержденной форме.

Формы документов по проведенной налоговой проверке — справка и акт — утверждены приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Выдача справки носит формальный характер и говорит только о том, что проверка окончена.

В течение двух месяцев со дня составления справки должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме, подписанный должностными лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого она проводилась.

В акте должны быть описаны все проведенные в рамках проверки мероприятия и отражены полученные результаты. Акт имеет четкую структуру:

Факты, изложенные в акте, должны быть объективными и обоснованными. Не допускается вносить в акт предположения инспекторов, не подкрепленные доказательной базой.

Акт должен быть составлен и подписан в двух экземплярах: один — для налогового органа, второй — для налогоплательщика.

Следующая стадия — рассмотрение результатов проверки руководителем налогового органа, проводившего проверку. Руководителю инспекции передают акт проведенной налоговой проверки, жалобы проверяемого, если они есть, и прочие необходимые документы.

Через 10 дней после истечения срока, отведенного для подачи налогоплательщиком жалобы на акт проверки (это 1 месяц), принимается одно из решений:

Обжалование акта

Итак, мы рассмотрели все стадии прохождения выездной налоговой проверки — от вручения решения о ней до вынесения решения по рассмотрению результатов налоговой проверки руководителем налогового органа.

На каждом из этих этапов проверяемый должен быть не пассивным наблюдателем, а активным участником процесса, чтобы контролировать соблюдение своих прав. Если же нарушения со стороны налоговиков все-таки были, то на каждом из этапов можно обжаловать их действия.

Если решение не обжаловано в вышестоящей налоговой инспекции, налогоплательщику нужно подать заявление в арбитражный суд. Досудебный порядок решения вопроса обязателен, иначе суд даже не будет рассматривать заявление.

Если отказ получен и в арбитраже, дальше можно идти на апелляцию и кассацию.

Как видим, возможностей для защиты своих прав у налогоплательщиков много. Надо только помнить, что все жалобы должны быть основаны на законе и иметь под собой доказательную базу.

Как себя вести при выездной налоговой проверке

В завершение обобщим советы о том, как следует себя вести при выездной налоговой проверке:

  • Сведите к минимуму возможность проведения в отношении вас выездной налоговой проверки: добросовестно ведите бизнес, работайте с проверенными контрагентами, организуйте корректное исчисление и уплату налогов, а также сдачу отчетности, используйте законные схемы минимизации налогов.
  • Налоговики работают с документами. Если вы заключите договор о ведении бухгалтерии со сторонней организацией или фирмой по хранению документов, то при визите налоговиков выиграете немного времени и сможете подготовиться, так как документов по месту нахождения у вас не будет на законных основаниях и налоговикам придется выставить требование об их представлении.
  • Заведите себе в офисе «чистый» компьютер, где будет только бухгалтерская база и не будет следов (файлов, переписок, сканов документов и пр.) какой-либо деятельности. Этот компьютер и предъявите налоговикам, чтобы исключить попадание к ним лишней информации.

Если проверка все-таки к вам пришла, не следует препятствовать ее проведению.

К кому может прийти выездная налоговая проверка

Важный вопрос: как велик риск, что с выездной придут именно к вам?

От выездной проверки никто не застрахован. Однако есть определенные параметры, которые могут говорить о повышенных рисках.

В последнее время сократилось количество выездных проверок, но выросла их эффективность. Государство, как и вы, не хочет работать себе в убыток, поэтому проведение выездных проверок должно быть оправдано доначислениями, которые смогут покрыть затраты на проверку и которые реально взыскать. Именно для этого проводится предпроверочный анализ выездной налоговой проверки на основе концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Концепция планирования выездных налоговых проверок была утверждена ФНС еще в 2007 году для создания единой системы планирования выездных проверок. В ней можно найти и критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Их мы приведем ниже.

А сейчас опишем, что именно может входить в предпроверочный анализ со стороны налоговиков. Анализ базируется на использовании различных программ: ВНП-отбор, АСК НДС-3, ПК ВАИ и пр. Каждая из них выполняет определенные задачи для выявления различных рисков, таких как:

  • связь с однодневками;
  • взаимозависимость;
  • разрывы в цепочке уплаты НДС и т. д.

Концепция планирования выездных налоговых проверок в 2019 году содержит следующие критерии, по которым фирма самостоятельно может определить свои риски:

***

Чтобы попасть под выездную налоговую проверку, необходимо соответствовать определенным критериям и иметь активы, за счет которых налоговая сможет произвести доначисление налогов. Выездные проверки перестали проходить массово и стали более адресными. Во время налоговой проверки необходимо вести себя максимально корректно, не препятствовать выполнению инспекторами своих обязанностей. Обосновано обжаловать действия контролеров можно на любом этапе проверки.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Налоговые проверки».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня. Предыдущий материал Следующий материал

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка (ВНП) – это проверка соблюдения налогоплательщиком* законодательства о налогах и сборах. В отличие от камеральной налоговой проверки, выездная проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика (по общему правилу) и на основании всех документов налогоплательщика, имеющих отношение к исчислению и уплате налогов, которые являются предметом проверки.

Примечание: * Рассматриваемые в данном разделе правила применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов и налоговых агентов.

Основные параметры мероприятия приведены в таблице 1.

Таблица 1

Выездная налоговая проверка. Основные параметры мероприятия

№ п/п

Параметр выездной налоговой проверки

Комментарий

1

Норма, которой регулируется

статьи 89, 100 НК РФ

2

Документ, которым инициируется

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения организации*, по месту жительства физического лица или по месту нахождения филиала или представительства, в случае проведения самостоятельной выездной проверки такого филиала или представительства**

3

Кем проводится

Уполномоченными должностными лицами (налоговыми инспекторами) налогового органа, вынесшего решение о проведении проверки, в соответствии с их служебными обязанностями

4

Место проведения

На территории (в помещении) налогоплательщика***

5

Срок проведения

2 месяца, может быть продлен до 4 месяцев, в исключительных случаях — до 6 месяцев

6

Документы, которые исследуются в ходе проведения мероприятия

Налоговые, бухгалтерские и другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющие отношение к исчислению и уплате налогов, являющихся предметом проверки

Примечание:

* Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

** Налоговые органы не вправе проводить самостоятельные выездные проверки обособленных подразделений организации, которые не обладают статусом филиала или представительства.

*** В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставления помещения для проведения выездной налоговой проверки, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Схема порядка проведения выездной проверки представлена на рисунке 1.

Рис.1. Схема порядка проведения выездной проверки

Время вышло?

  • 164

По решению налоговой инспекции осуществляется выездная налоговая проверка по юридическому адресу ИП или ООО. Как долго длится этого процесс, сколько времени и каков срок проведения выездной налоговой проверки, мы расскажем в статье.

Что говорит закон

Основные понятия и нормы касательно такого вида проверки налоговой описаны в письме ФНС России № АС-4-2/13622. Период проведения такого вида проверки исчисляется непосредственно со дня составления решения налоговым представителем и длится до момента фиксирования финальной справки о проведенной проверке организации, о чем свидетельствует ст. 89 НК РФ. В законодательстве приведена рекомендуемая форма «Пример решения об увеличении периода продолжительности выездной налоговой проверки» в Приложении № 2.

По общим законодательным нормам проверка налоговой инспекции с выездом на участок не может продолжаться более 2 месяцев. Однако в индивидуальном порядке при определенных условиях, по решению руководителя налоговой службы либо его заместителя по конкретной организации, общий период налоговой проверки может составлять от 4 до 6 месяцев. Максимальный срок выездной проверки составляет 12 месяцев.

Подробнее об условиях, а также периода и сроках выездной налоговой проверки написано в ст. 89.1 НК РФ. В соответствии с вышеуказанной статьей, максимальный срок проверки следует определять в самом начале данного процесса. Увеличивать этот период нельзя. Подробнее это описано в пункте 6 статьи 89 НК РФ.

Максимальный срок налоговой проверки должен быть определен в самом начале процесса.

Срок проверки может быть увеличен при следующих основаниях:

  • Объем документации не позволяет проверить все за более короткое время.
  • Организация работает долго без соответствующей проверки – большой период, который надо проанализировать.
  • Большой объем налогов, которые необходимо проверить.
  • Неполный пакет документов и несвоевременная подача сведений для полноценной налоговой проверки.
  • У предприятия имеется много обособленных подразделений.

Данный вид налоговой проверки организации может приостановить решение руководителя ИФНС либо его заместителя по таким причинам:

  • Для получения необходимых данных от проверяемого налогоплательщика, его партнеров либо контрагентов.
  • Для проведения длительной экспертизы сведений.
  • При условии наличия международных договоров получение необходимых сведений от иностранных госорганов.
  • При переводе договоров с иностранного языка на русский язык.

В том случае, если по приказу руководителя либо его заместителя в конкретной организации приостановлена налоговая проверка, представители налоговой инспекции не имеют права продолжать изучение документов и находиться на территории данной организации. Также запрещено требовать от налогоплательщика либо сотрудников этого предприятия предоставление документов либо вести какие-либо действия на ее территории – это нарушение со стороны налоговых органов.

Таким образом предельный срок выездной проверки на адрес налогоплательщика может составлять не более 12 месяцев совместно с периодом приостановления процесса.

Похожие статьи

база знаний 321 Обжалование акта выездной налоговой проверки база знаний 3 444 Ответственность за использование нелицензионного программного обеспечения база знаний 1 307 Выездная налоговая проверка по НДФЛ база знаний 991 Внеплановая выездная налоговая проверка база знаний 319 Продление срока выездной налоговой проверки база знаний 3 473 Как узнать о выездной налоговой проверке база знаний 386 Выемка документов при выездной налоговой проверке база знаний 626 Приостановка и возобновление выездной налоговой проверки база знаний 395 Порядок проведения выездной налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки, а точнее сказать, его нарушение, чаще всего вызывает споры. В целом вся деятельность данной отрасли регулируется очень тщательно и конкретно. Однако для того, чтобы осознать всю ее суть, прежде всего необходимо понять, что под данными действиями подразумевает НК РФ.

image

Что такое налоговая проверка

Контроль государства затрагивает все сферы жизни общества. Уплата налогов – один из основных способов обеспечения бюджета страны, что и объясняет всю значимость данной отрасли. Если говорить о контроле в рассматриваемой сфере, то он распространяется абсолютно на любое лицо, будь оно физическим или юридическим. Все средства, методы и условия его осуществления фиксируются законом, что также подтверждает особое значение и внимание со стороны государства.

Итак, что же такое контроль в конкретной, рассматриваемой сфере? Налоговая проверка – это всегда совокупность определенных действий. Она направлена на определение того, законно или нет осуществляются те или иные исчисления. Субъектом подобной деятельности, соответственно, будет являться исключительно налоговый орган, обладающий большим количеством специальных полномочий в этой сфере.

Классификация

Виды проверок не очень разнообразны, но деление на них довольно существенно. В зависимости от значимости обычно выделяют две классификации налоговых проверок, встречающихся чаще всего. Первый критерий — это частота проверок. Они могут быть как первичные, так и вторичные. То есть из самого названия видов следует, что проверки принципиально отличаются между собой, когда они совершаются в первый раз или же когда это происходит повторно. Собственно, все различие только в порядке и сроках.

image

Вторая классификация — самая популярная, применяемая постоянно и являющаяся основной: выездная проверка и камеральная. Это контроль, осуществляемый по месту нахождения организации либо в самом налоговом органе соответственно. Чаще всего первый вариант — наиболее масштабный, требующий тщательного изучения всех документов и фактов, а второй является наиболее простым способом контроля над совершаемыми исчислениями граждан.

Налоговый орган и его полномочия

НК РФ считается одним из самых объемных кодифицированных законов Российского государства. Он содержит в себе огромное количество норм, относящихся как к отдельным видам налогов, порядку их уплаты, так и к полномочиям соответствующих органов. Их деятельность регламентируется ничуть не меньше, а порой даже больше, чем действия граждан в данной сфере.

Итак, одним из главных полномочий налогового органа является проведение проверок, контроль над отчислениями граждан. Кроме того, они обязаны четко соблюдать все необходимые регламенты, например, срок проведения выездной налоговой проверки подразумевает пару месяцев работы. Несоблюдение данного правила влечет негативные последствия для соответствующего органа.

Выездная форма проверки

Каждый вид контроля встречается в правоотношениях, связанных с данной сферой, постоянно. Выездная проверка отличается несколькими аспектами от иных подобных видов. Ее особенность — в том, что она полностью поглощает территорию плательщика. Помимо всего прочего, срок проведения выездной налоговой проверки также специфичен по сравнению с другими вариантами контроля.

image

Итак, как определить рассматриваемое понятие? Выездная проверка — это некая форма контроля, подразумевающая изучение и сравнение всех необходимых первичных документов организации. Важно помнить, что подобные действия осуществляются исключительно по решению руководства и притом только на месте налогоплательщика. Именно эти специфические черты и отличают выездную проверку от иных не менее важных видов.

Определение целей данной деятельности

Какова мотивация государства, когда оно создает такое количество норм для регулирования тех или иных отношений? Разумеется, весь смысл в контроле. Всякое отношение требует правил, иначе все перерастет в неуправляемые действия совершенно разнообразного и, более того, хаотичного характера. Собственно, налоговое право, проверки, в том числе выездные, имеет схожие с государством цели, так как именно им они и выстроены.

Основными целями, которые ставят перед собой налоговые органы, считаются весьма типичные для этой сферы результаты. При выездной проверке происходит выявление нарушений, их предотвращение и устранение. Обычно подобная деятельность осуществляется в случае реорганизации или же вовсе ликвидации юридического лица, а соответственно, целью является также выявление возможных незаконных доходов и удержаний.

Условия осуществления проверки

Любая деятельность требует четкого регламентирования. Налоговые органы имеют немало правил, которые заключены не только в НК РФ, но и в иных актах. Кроме того, существуют и локальные акты, которые определяют весь процесс реализации подобных действий. Итак, что касается функции контроля, а в данном конкретном случае мы рассматриваем порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки, безусловно, необходимо несколько условий.

image

Рассматриваемая форма контроля специфична по всем пунктам, в том числе в вопросе ее осуществления. Первое, что необходимо для выездной проверки, – согласие руководителя налогового органа. Без его решения осуществлять подобные действия невозможно. Кроме того, всегда важно помнить, что срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать установленных пределов.

Еще одним условием для проведения данной проверки является положение организации, на которую направлены эти действия. Выездная форма контроля реализуется только тогда, когда происходит ликвидация, то есть упразднение, юридического лица, или же изменение его ОПФ, то есть реорганизация. Это важный аспект, так как именно на этом этапе особенно значимым является выявление возможных нарушений, а также скрытых доходов и неуплаченных налогов.

Порядок проверки

Все необходимое фиксирует в себе Налоговый кодекс РФ. Он детально и точно объясняет, какие действия следуют друг за другом, чтобы впоследствии результаты осуществленного контроля не потеряли своей значимости. Налоговым органам остается лишь придерживаться установленных правил, которые гласят, каковы сроки проведения выездных налоговых проверок, какие оговорки и ограничения существуют.

Итак, если говорить о порядке проведения проверки, то он прост. После того как получено разрешение руководителя налогового органа, в организацию направляется как минимум два инспектора. Обычно большее их количество не требуется. Они на протяжении необходимого времени, но при этом не превышая срок проведения выездной налоговой проверки, исследуют и сравнивают все необходимые бумаги.

Каковы сроки проведения выездных налоговых проверок

Порядок любой деятельности всегда регламентирован. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется после ее назначения. Как было сказано выше, разрешение руководства — начальный этап, а значит, оно и является точкой отсчета дней, отведенных на реализацию функции контроля. Налоговый кодекс РФ фиксирует в себе несколько сроков. Минимальный из них составляет два месяца — это общий срок проведения выездной налоговой проверки. Однако это не значит, что органы ограничены только этими днями.

image

Закон подразумевает возможность увеличить данный период времени. Разумеется, это требует особого разрешения. Этот вопрос отходит на рассмотрение органа власти, который осуществляет надзор в данной сфере, а именно — к налоговому органу. В каждом конкретном случае основания и порядок для этого рассматриваются отдельно.

Верхние временные пределы

То, каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки, фиксирует только НК РФ. Как и во многих источниках права, вариант увлечения периода времени для более эффективной деятельности органов власти весьма популярен и абсолютно приемлем. Однако закон при этом не дает возможности осуществлять такую деятельность, как налоговый контроль, на протяжении любого времени.

Статья 89 кодекса помимо минимального, или, иными словами, общего, определяет еще и максимальный срок проведения выездной налоговой проверки. Закон закрепляет период времени в шесть месяцев. Конечно, теоретически, а в итоге и на практике, встречаются разные случаи, но данное правило считается ключевым, его нарушение влечет последствия для налогового органа.

image

Согласно нормам кодифицированного акта, срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать установленной верхней границы в полгода. Этого времени, по мнению законодателей, достаточно для полного и тщательного контроля, при этом необходимо понимать, что подобное увлечение времени работы допускается и применяется не всегда. Нет оснований полагать, что любая просьба о продлении сроков будет удовлетворена, а значит, ориентир должен быть на минимальный период времени.

Основания для продления сроков проверки

Как уже было сказано, Налоговый кодекс допускает увеличение времени, в течение которого соответствующие органы будут осуществлять необходимые действия по контролю в сфере налогов и сборов. Закон устанавливает срок в два месяца, четыре и шесть. Последние два варианта — исключения, без должных на то оснований не применяемые на практике. Итак, несмотря на факт того, что срок проведения выездной налоговой проверки составляет шестьдесят дней, следует обратить внимание и на иные варианты.

Время, уделяемое контролю со стороны налоговых органов, зависит о того, насколько крупная организация, есть ли нарушение законодательства со стороны налогоплательщика, и, конечно, присутствуют ли обстоятельства из категории форс-мажорных. В случае если есть условия, подходящие хотя бы к одной из перечисленных категорий, срок проведения выездной налоговой проверки вполне может увеличиваться по распоряжению главы соответствующего органа.

Порядок продления

Любое изменение хода той или иной работы налоговых органов требует особого внимания. Изменение сроков означает изменение порядка, так как весь план действий должен быть полностью пересмотрен под новые принятые положения. Итак, для продления времени проверки необходимо разрешение, как и для осуществления такой деятельности в целом. Но кто дает на это право?

Как известно, срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется с того момента, как было получено разрешение руководителем соответствующего органа. Когда время реализации контрольных функций требует продления, смысл действий тот же, за исключением того момента, что согласие дает иной субъект. В случаях продления сроков участвует в принятии решений либо Управление налоговой службы, либо вовсе ФНС России.

Что входит в срок выездной налоговой проверки

Особенность данной формы контроля документооборота налогоплательщиков — в том, что она осуществляется исключительно на территории организаций, ставших объектом подобных действий. Итак, за счет того, что сотрудники налогового органа осуществляют контроль на территории налогоплательщика, все действия, совершаемые ими, будут в совокупности давать именно выездную проверку, когда они осуществлены в организации. Все, что происходит за ее пределами, даже если реализуется инспекторами, не будет входить в рассматриваемый срок.

image

Если же говорить о каких-то конкретных действиях, то налоговая проверка включает в себя три самых распространенных, которые помогают собрать все необходимые сведения. Это осмотр всех помещений и территорий организации, истребование и исследование документов, имеющих отношения к налоговой сфере, и проведение инвентаризации, что также в итоге может указать на нарушение законодательства.

Значение выездной налоговой проверки

Федеральные органы власти контролируют каждую сферу деятельности всего общества. Налоги и сборы не обделены вниманием. Вопрос о регулировании данного направления всегда стоял практически на первых местах. Что касается контроля со стороны налоговых органов, он не менее важен, как и регулирование законом. Все это взаимосвязано, так как кодекс дает теорию, а УФНС России, а нередко и Федеральный орган, реализуют ее на практике. Выездные налоговые проверки — одни из самых распространенных, так как считаются наиболее эффективными в борьбе с нарушением законодательства, неуплатой налогов и сокрытием доходов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: