Для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены новые правила

Варианты бухучета при упрощенной системе налогообложения

Варианты ведения упрощенного бухучета для СМП содержатся в 2 документах:

  • приказе Минфина России от 21.12.1998 № 64н, указывающем на возможность организации учета (п. 21):
  • без использования регистров учета имущества малого предприятия (простая форма);
  • с использованием регистров такого учета (формы регистров приведены в качестве приложений к приказу);

одобренных для использования Минфином России рекомендациях, разработанных ИПБ РФ (протокол от 25.04.2013 № 4/13), предлагающих такие формы учета, как (п. 8):

  • полная, осуществляемая посредством двойной записи с использованием регистров бухгалтерского учета активов СМП;
  • сокращенная, при которой учет ведется посредством двойной записи без использования регистров бухгалтерского учета активов СМП;
  • простая, осуществляемая без применения двойной записи.

Предложенные ИПБ РФ способы учета характеризуются определенными особенностями методологии ведения и предпочтительны каждый для своего круга предприятий малого бизнеса:

  • Полный упрощенный бухгалтерский учет ведется по общеустановленным бухгалтерским правилам, но допускающим некоторые упрощения (неприменение ряда ПБУ, сокращение плана счетов, упрощенные регистры бухгалтерского учета, возможность исправления ошибок прошлых лет текущим годом). Он предпочтителен для СМП, ведущих разностороннюю деятельность, требующую отражения в учете всех ее аспектов, но допускающую достаточность укрупненных показателей для ее оценки.
  • Сокращенный упрощенный бухгалтерский учет ограничивается ведением записей в книге учета фактов хозяйственной деятельности, представляющей собой единую таблицу, в которой все события отражаются способом двойной записи. Этот способ возможен для небольших СМП, ведущих однообразную деятельность с небольшим количеством операций, требующих использования очень ограниченного числа счетов бухгалтерского учета.
  • Простой упрощенный бухгалтерский учет также ведут в книге учета всех фактов хозяйственной деятельности в виде таблицы, но без способа двойной записи. Такой способ доступен только для микропредприятий.

Для фирм, имеющих право на упрощенный бухучет, действующее законодательство допускает возможность ведения его кассовым методом (п. 12 ПБУ 9/99 и п. 18 ПБУ 10/99).

Какие коммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность? Ответ на этот вопрос есть в системе КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Путеводитель по бухгалтерской отчетности за 2021 год.

Читайте также:  Чистый оборотный капитал — формула по строкам баланса

Об отличиях метода начисления от кассового читайте здесь.

Однако никаких рекомендаций по его организации не существует. Скорее всего, это связано с тем, что ведение бухучета кассовым методом не отвечает главной задаче бухгалтерского учета: давать полную и достоверную информацию обо всех фактах хозяйственной деятельности фирмы. При применении кассового метода в бухучете искажается не только реальная картина хозяйственной жизни организации, но и ее бухгалтерская отчетность. Поэтому бухучет все же лучше вести методом начисления, а кассовый метод можно рекомендовать только как способ ведения налогового учета. В частности, именно этим методом при УСН оплаченные доходы и расходы, учитываемые при расчете налога, отражаются в книге доходов и расходов, которая при упрощенке является обязательным налоговым регистром (ст. 346.24 НК РФ).

О методе начисления в бухучете читайте в материале«В чем суть и особенности метода начисления в бухгалтерском учете».

С учетом того, что бухучет ведется в порядке, устанавливаемом действующими законом о бухгалтерском учете и ПБУ, а налоговый – по правилам НК РФ, данные бухгалтерского и налогового учета практически всегда будут различаться. Можно попытаться максимально сблизить их, выбрав сходные методы учета. Но при этом бухгалтерская отчетность всегда будет составляться по данным бухгалтерского учета, а расчет налога будет делаться по данным налогового учета.

О требованиях, предъявляемых к бухгалтерской отчетности, читайте в статье«Каким требованиям должна удовлетворять бухотчетность?».

Как можно упростить ведение бухучета

Единых стандартов по переходу на упрощенную систему ведения бухгалтерского учета не существует. Однако в ПБУ отражены некоторые упрощенные методы. Компания вправе сама решать, какие упрощенные методы использовать и использовать ли вообще. Решение должно приниматься на основе анализа изменений в отчетности, которые повлечет за собой внедрение упрощенного бухгалтерского учета.

Основным способом внедрения упрощенного учета является формирование сокращенной отчетности.

Ее применение не зависит от того, внедрила компания другие методы упрощения ведения БУ или нет.

Налоги ИП и взносы:

Бывают ситуации, когда компания не находит в стандартах подходящего для себя способа упрощенного бухгалтерского учета. Тогда она может выбрать свой метод упрощения ведения БУ исходя из критерия рациональности. Таковыми могут выступать расходы на БУ или значимость сведений, попадающих в отчетность.

Все упрощенные методы, выбранные компанией, должны найти отражение в ее учетной политике.

1. Снижение стоимости ОС.

Данный упрощенный метод ведения БУ особенно выгоден тем предприятиям, которые находятся на ОСНО и рассчитывают имущественный налог исходя из остаточной стоимости объекта. Выгода появляется при уплате платежей по имущественному налогу, поскольку их величина снижается за счет уменьшения стоимости активов компании. Стоимость ОС может быть учтена по цене продающей организации, в том числе и расходы на проведение монтажных работ.

Консультационные расходы и выплаты посредническим организациям могут быть списаны в момент их возникновения. Использование данного метода упрощения ведения бухгалтерского учета должно начинаться с начала года. При этом первоначальная стоимость ОС определяется по активам, поставленным на бухгалтерский учет в текущем году. Изменение стоимости активов ведет к необходимости перерасчета амортизации.

Читайте также:  Каковы сроки исковой давности по взысканию задолженностей? Можно ли взыскать долги по истечении сроков?

Учетная политика и план счетов для УСН

Учетная политика при УСН – это такой же серьезный и подробный документ, какой составляется любой организацией, работающей на ОСНО.

Выбранный способ бухгалтерского учета и особенности его ведения обязательно закрепляются в приказе по учетной политике.

Наряду с организационно-техническими моментами бухучета в тексте приказа должен быть отражен выбор:

  • форм регистров бухгалтерского учета;
  • бухгалтерских счетов, используемых для учета (рабочий план счетов);
  • форм первичных учетных документов;

Рекомендации по оформлению первичных документов см. в материале«Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения».

  • форм бухотчетности;
  • способов хранения первички;
  • правил документооборота;
  • применения или неприменения ПБУ;
  • границ между основными средствами и малоценным имуществом;
  • создания резервов или отказа от них;
  • возможности или невозможности учета убытков прошлых лет.

Формы упрощенных регистров бухучета необходимо привести в качестве приложений к приказу. Для варианта полного упрощенного бухучета они в целом будут сходны с оборотно-сальдовыми ведомостями, применяемыми при ОСНО, но могут объединять информацию по близким счетам учета и требуют формирования в дополнение к ним сводной шахматной ведомости. Рекомендованные Минфином России формы упрощенных регистров бухучета можно увидеть в приложениях к протоколу ИПБ РФ от 25.04.2013 № 4/13 и приказу Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

Объединение данных по бухгалтерским счетам базируется на сокращенном плане счетов бухучета, в котором допускается уменьшение количества используемых счетов за счет их укрупнения. Можно, например, объединить счета учета ТМЦ (07, 10, 14, 15, 16) на счете 10, счета учета затрат (20, 23, 25, 26, 28, 29) на счете 20, счета учета безналичных денежных средств (51, 52, 55, 57) на счете 51, счета расчетов с контрагентами ( 73, 75, 76, 79) на счете 76. Решение о том, как будут объединены счета, должно быть отражено в учетной политике. Рабочий план счетов – обязательное приложение к тексту приказа.

В связи с предоставленным СМП правом формирования бухгалтерской отчетности в сокращенном варианте (только в составе двух форм) и по укрупненным показателям (с меньшим количеством строк в формах), необходимо закрепить это право в учетной политике.

Об отчетности СМП читайте в статье«Упрощенная отчетность малого бизнеса».

Особое внимание следует уделить вопросам хранения первичных учетных документов, которые могут понадобиться даже тем фирмам на упрощенке, которые ведут бухучет при УСН 6% (доходы), в случае изменения системы налогообложения.

Бухучет при УСН должен быть организован так, чтобы при необходимости возврата на ОСНО или перехода с УСН «доходы» на УСН «доходы минус расходы» можно было с минимальным количеством трудозатрат восстановить аналитику по учетным данным в соответствии с требованиями соответствующей системы налогообложения.

О том, что еще должен содержать приказ по учетной политике, читайте в материале«Форма приказа об утверждении учетной политики».

Как это влияет на бухгалтерскую профессию

В отношении организаций, не имеющих права на ведение упрощенного учета и составление отчетности по упрощенной методике, может быть принято также два решения, которые повлияют на требования к уровню квалификации главного бухгалтера и на уровень оплаты его труда:

  • исполнить требования Закона №402-ФЗ не в полном объеме, прикрываясь требованием рациональности при ведении учета. Поскольку в такой ситуации руководитель (учредитель), как правило, не придает большого значения достоверности отчетности в части наделения ее прогнозными свойствами (основное требование — чтобы не было претензий от налоговиков), то аудиторы для проведения обязательного аудита (если он вообще проводится) отбираются по принципу лояльности. В итоге, организация ведет учет, «приближенный к упрощенному». И, конечно же, такая организация будет экономить на заработной плате квалифицированного бухгалтера. Он попросту ей не нужен;
  • исполнить требования Закона №402-ФЗ в полном объеме. Здесь, как говорится, без комментариев. Понятно, что нужен главный бухгалтер высочайшего уровня квалификации, поскольку и аудиторы будут работать, и налоговая не должна найти никаких ошибок (ну, или совсем чуть-чуть, и те, которые для них специально оставит главбух), и отчетность должна иметь прогнозные свойства. Поэтому, такие компании, как правило, на зарплате главного бухгалтера не экономят. Но таких, к сожалению, мало.

Учетная политика при упрощенке по объекту «доходы минус расходы»

При составлении учетной политики по УСН «доходы минус расходы» в приказе должны найти отражение все особенности учета ее финансово-хозяйственной деятельности. Особое внимание нужно уделить вопросам бухучета расходов, которые обычно тщательно проверяются налоговыми органами:

  • определение стоимости ОС;
  • порядок списания стоимости ОС и НМА;
  • определение стоимости ТМЦ;
  • порядок списания стоимости ТМЦ;
  • порядок учета и списания ТЗР;
  • порядок учета и списания НДС;

О порядке учета НДС при УСН читайте в статье«Какой порядок списания НДС на расходы (проводки)?».

Читайте также:  Коды ОКВЭД и налоговые режимы с расшифровкой для ИП и ООО за 2016-2018 год

  • порядок учета расходов на продажу;
  • порядок учета нормируемых расходов;
  • порядок учета расходов будущих периодов;
  • порядок учета убытков прошлых лет;
  • порядок учета минимального налога, уплаченного при убытке.

Образец учетной политики для упрощенцев, применяющих «доходы минус расходы» вы можете скачать в системе КонсультантПлюс. Оформите бесплатный пробный доступ к К+ и получите документ от экспертов К+.

Подробнее о составлении учетной политики можно прочитать в статьях:

  • «Учетная политика при УСН «доходы минус расходы» (2021)»;
  • «Готовая учетная политика — образец для организации».

Зачем нужны несколько вариантов упрощенного бухгалтерского учета

Организации, которые имеют право вести упрощенный бухгалтерский учет, очень разные. Это может быть «микропредприятие» с несколькими сотрудниками и выручкой, не превышающей 10-15 миллионов рублей в год. Но такое же право есть и у гораздо более крупных компаний – с численностью сотрудников, близкой к 100 и годовой выручкой, исчисляемой сотнями миллионов.

Понятно, что для столь различных бизнесменов и степень упрощения бухгалтерского учета должна быть разной. Минфин и Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов (ИПБР) России разработали рекомендации по ведению упрощенного бухгалтерского учета для различных категорий бизнесменов (Информация Минфина РФ № ПЗ-3/2016 и протокол совета ИПБР от 27.02.2020 № 2/20).

Итоги

Ведение бухгалтерского учета при УСН обязательно только для юридических лиц. Если юрлицо, применяющее УСН, является субъектом малого предпринимательства, оно имеет возможность применять упрощенный способ ведения учета и формировать отчетность по упрощенной форме. Выбранные способы учета, применяемый план счетов, формы документов, отчетности, порядок хранения документов и многие другие аспекты организации и ведения учета организация разрабатывает самостоятельно и утверждает в учетной политике.

Источники:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  • Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н
  • Налоговый кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Группа 2: не имеют права на упрощенный учет

Применительно к большинству организаций в отношении отчетности за 2016 год ко второй группе относятся:

  • любое АО (как публичное, так и непубличное (подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • ООО, если оно выпускает ценные бумаги (например, облигации), допущенные к организованным торгам (подп. 2 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • любая организация, если выручка от продажи продукции (товаров), выполнения работ за 2015 год у нее превысила 400 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ; здесь учитываются данные бухгалтерского учета!);
  • любая организация, если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2016 у нее составляла более 60 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • организация, обязательность проведения аудиторской проверки которой отдельно установлена федеральными законами (подп. 6 п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

Темы: БухгалтерияОрганизация бизнесаРасчеты Все предприниматели, функционирующие на территории Российской Федерации, обязаны вести бухгалтерский учет. Но в зависимости от масштабов бизнеса учетный инструментарий отличается. Так, для малых предприятий предусмотрена упрощённая форма бухгалтерского учёта. Кто конкретно имеет право ее вести и каким образом, расскажем далее.

Оглавление: 1. Что собой представляет упрощённая форма бухгалтерского учёта2. Кто имеет право вести упрощенный учет 3. Разновидности упрощенной системы ведения бухгалтерского учета 4. Заключение

Что собой представляет упрощённая форма бухгалтерского учёта

Кто хоть раз сталкивался с работой бухгалтера, знает о непомерном количестве всевозможной документации, которую заполняет специалист.

При упрощённой системе бухгалтерского учёта предпринимателям делаются существенные послабления, а именно:

  • разрешается не применять двойную запись, о чем можно упомянуть в учетной политике;
  • разрешается сократить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов;
  • можно принимать упрощенную систему регистров, тем самым сократив количество бухгалтерской документации;
  • при учете доходов и расходов можно применять кассовый метод;
  • дозволено отказаться от переоценки основных средств и нематериальных активов для целей бухучета, создания резервов на отпуска;
  • разрешается отражать только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов.

Но это еще не все. При упрощённом бухгалтерском учёте его может вести непосредственно руководитель организации, причем ограничиваясь лишь контролем доходов или доходов и расходов, и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Кто имеет право вести упрощенный учет

Впрочем, такие послабления актуальны не для всех. С учетом норм ст. 6 закона № 402-ФЗ, на них вправе претендовать:

  1. малые предприятия;
  2. некоммерческие организации (за исключением иностранных агентов);
  3. участники проекта «Сколково».

Под малыми подразумеваются предприятия, которые, согласно ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, имеют штат не больше 100 человек, а годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Ответ на вопрос, что такое некоммерческая организация, или НКО, содержит соответствующий Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Исходя из ст.1, это организация, не считающая получение прибыли основной целью своей деятельности и не распределяющая ее между участниками.

Что касается третьего пункта, под участниками «Сколково» подразумеваются российские организации, целью создания которых является исключительно исследовательская деятельность. Они обладают соответствующим статусом и входят в особый реестр (п. 8 ст. 2, ст. 10 Закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ).

Но даже если резидент попадает в одну из перечисленных групп, при наличии следующих ограничений он не может вести упрощенный учет (п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ):

  • прохождение обязательного аудита;
  • форма жилищного и кредитного кооператива, адвокатского бюро и нотариальной палаты;
  • принадлежность к микрофинансовым организациям или государственной форме собственности.

Разновидности упрощенной системы ведения бухгалтерского учета

Даже упрощенный бухгалтерский учет можно вести по-разному.

Вариантов два:

  1. без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма);
  2. с использованием таких регистров.

Выбор каждого должен обуславливаться принципом рациональности и разгружать специалиста, ответственного за учет.

В первом случае ведется только Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности (форма № К-1 МП). Она представляет собой одновременно регистр и аналитического, и синтетического учета, а также позволяет по состоянию на определенную дату проанализировать наличие активов у бизнесмена, и составить бухгалтерские отчеты.

В отличие от некоторых других учетных документов, форма Книги стандартизирована и содержится в приложении № 1 к приказу Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н.

Если говорить предметно, Книга представляет собой вертикально расположенную таблицу, содержащую столбцы для регистрации хозяйственных операций, а также наличия и движения активов (в разрезе производственных, кассовых расходов, реализации, операций с расчетным счетом и прочее).

Ее можно заводить хоть каждый месяц. А можно вести одну в течение всего года. Во втором случае важно пронумеровать и прошить Книгу, а на концах ниток на последней странице прикрепить пломбу с общим количеством листов.

Данные должны быть заверены представителем администрации компании и ответственным за ведение учета, а также печатью при ее наличии.

Первая строка Книги отводится под указание суммы остатков на начало отчетного периода по каждому имеющемуся обязательству.

Далее в хронологическом порядке указываются все осуществленные операции (посредством двойной записи) и документы, подтверждающие их.

В конце месяца подводятся итоги по каждому счету и выводятся конечные остатки.

Наравне с Книгой ведется отдельная зарплатная ведомость (форма № В-8, утвержденная приказом Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н).

Этот вариант учета уместен, если ежемесячное количество хозяйственных операций не превышает 30 и связаны они с большими расходами запасов на производство продукции.

Второй вариант ведения упрощенного бухгалтерского учета предполагает такие документы, как упрощенные ведомости по каждому из счетов. На основании данных, содержащихся в них, принимаются управленческие решения и заполняются бухотчеты.

Также следует отметить, что 8 лет назад Минфин инициировал корректировки ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», согласно которым некоторые предприятия освобождаются от ведения двойной записи (п. 6.1 измененного ПБУ): это уже упомянутые выше некоммерческие организации и микропредприятия (компании, штат которых составляет не более 15 человек, а годовая выручка – не более 120 млн рублей).

Заключение

08 декабря 2017

У предприятий, ведущих малый бизнес, существует возможность использовать упрощенную систему бухгалтерского учета. Эта система делится на три способа, приведенными в Рекомендациях, которыми устанавливается организация бухгалтерского учета в компаниях и на предприятиях среднего и малого бизнеса, а также правила использования системы (далее Рекомендации).  В экономической сфере по данному вопросу было написано огромное число курсовых, рефератов, дипломов и диссертаций. Наша статья послужит шпаргалкой для бухгалтера, мы постараемся донести основную суть, которую несет упрощенная форма бухгалтерского учета, расскажем о том, кто вправе применять систему, и, какие условия для этого необходимы.

Согласно Рекомендациям, упрощенные способы ведения налогового и бухгалтерского учета вправе применять такие субъекты:

  • компании малого предпринимательства;
  • фирмы в статусе сообщников программы «Сколково»;
  • некоммерческие предприятия.

К субъектам, находящимся на упрощенном методе налогообложения (УСН), можно отнести фирмы коммерческой деятельности, ИП, сообщества потребителей и предприятия крестьянского и фермерского хозяйства (КФХ). Законодательную основу на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета можно получить после выполнения определенных условий.

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета

Законодательством предусмотрено 3 условия, служащие основанием для признания единщиков, которыми используется упрощенная система налогового и бухгалтерского учета.

Таблица №1. Условия для признания.

Условие Примечание
Среднесписочная численность штата По данным прошедшего отчетного года штатное количество трудящихся должна составлять:

•          для средних компаний – от 101 до 250 человек служебного персонала;

•          для малых компаний – до 100 человек персонала;

•        для микропредприятий (входят в состав малых) – до 15 человек сотрудников включительно.

Прибыль от реализации Упрощенка может вестись, если по итогам прошедшего отчетного года экономический показатель доходности компаний без НДС не должен быть более:

•          для средних компаний – два миллиона рублей;

•          для малых компаний – 800 000 000 рублей;

•        для микропредприятий – 120 000 000 рублей.

Процент уставного фонда Упростить метод учета могут субъекты, которые имеют часть в уставном фонде не более таких показателей:

•          25% — для гос. структур, муниципальных предприятий, благотворительных сообществ, религиозных и общественных фирм;

•          49% — для иноземных юр. лиц;

•        49% — для одной или нескольких фирм, не имеющих статус малых или средних.

Согласно новым нормативным положениям, установленными ФЗ №156 от 29.06.2015 год, существуют некоторые особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. Они говорят о том, что специфика и вид юр. лица может меняться с учетом изменений показателя дохода, среднесписочной численности или процентного соотношений части в уставном фонде на протяжении следующих трех лет после признания компании малым или средним.

Чтобы правомерно использовать упрощенный налоговый и бухгалтерский учет, его аспекты следует закрепить внутренним приказом.

Согласно ФЗ №402, а именно пункту 5 статьи 6, упрощенное ведение бухгалтерского учета для малых предприятий запрещается применять:

  • фирмам, у которых бухгалтерская и финансово-экономическая отчетность подлежит обязательной проверке независимым аудитором;
  • коммунально-жилищные и строительные образования;
  • потребительские заемные, в том числе, с/х потребительские кредитные предприятия;
  • гос. структуры;
  • политические образования и их региональные структуры;
  • микрофинансовые компании;
  • нотариальные и адвокатские палаты;
  • адвокатские бюро и коллегии;
  • компании, предоставляющие юридические консультации;
  • некоммерческие предприятия (НКО, НКУ, СНТ) в статусе иностранного контрагента также не могут упрощать методику учета.

В первую очередь, чтобы правомерно применять в своей политике упрощенный бухгалтерский учет для малых предприятий, необходимо соответствующие положения внести в локальную документацию и издать внутренний приказ. В приказ вносятся положения об организации ведения бухучета, который включает:

  • упрощенный план счетов;
  • облегченные формы и бланки отчетной документации (образцы разрабатываются самостоятельно, но с учетом примеров, приведенных в Рекомендациях, скачать которые можно в интернете);
  • правила проведения обязательной годовой и промежуточной инвентаризации;
  • упрощение порядка составления документации;
  • методика обработки первичных документов;
  • порядок ведения контроля выполнения хозяйственных операций.

Если речь идет о микропрдеприятиях, то при утвержденном локальном приказе по ведению внутренней политики руководство по мере необходимости (но на протяжении одного года) обязано принять резолюцию о формировании бух. отчетности.

Регулирование вопросов ведения бухучета упрощенно основано на законодательных актах: Письмо Минфина РФ №ПЗ-3/2015, Письмо №64н и ФЗ №402. Также упрощенцы должны пользоваться нормативными положениями ПБУ 5/01, где в частности приведены рекомендации по отражению МПЗ (материально-производственных запасов). Согласно новым правилам, приведенным в законодательных актах, упрощенцы вправе производить с МПЗ такие действия:

  • оценка полученных МПЗ основывается на стоимости, установленной поставщиком;
  • расходы, сведенные с покупкой МПЗ относятся на затраты того времени, когда было совершено приобретение.

Как предназначает законодательство, ведение бухгалтерского учета на средних и малых предприятиях не основано на таких документах, как ПБУ 8/2010 и ПБУ 18/02.

Еще одной немаловажной отличительной особенностью организации упрощенок является то обстоятельство, что в этой системе применяются упрощенные бланки и формы отчетной документации.

Согласно Рекомендациям по формированию бухгалтерской аналитики на малых и средних предприятиях, размещенными на официальном портале Министерства Финансов РФ, различается три формы упрощенной системы:

  • полная;
  • сокращенная;
  • простая.

Таблица №2. Формы упрощенной системы.

№ п.п. Форма Описание
1 Полная Все операции по движению запасов и иных активов производятся двойной записью и вносятся в соответствующие регистры. Используется теми фирмами, где хозяйственная деятельность довольно разнообразна.

Для упрощенцев, работающих в данном режиме, при условии не превышения численности сотрудников более 100 человек и показателя доходности за прошлый налоговый период не более 800 000 000 рублей, предусмотрены такие послабления:

•          сокращенный план счетов;

•          облегченные регистры отчетности;

•        возможность исправления недочетов, обнародованных после формирования годового баланса.

2 Сокращенная Используется предприятиями, ведущими кассовый учет, при однообразной хозяйственной деятельности. Сведения в регистры вносятся путем отображения двойной записи в едином документе – журнал хозяйственной деятельности. Форма документа разрабатывается самостоятельно руководством компании с учетом требований к форме №К-1МП.

При разнообразии хозяйственной деятельности журнал будет обширным, поэтому такой вариант учета может запутать сотрудников бухгалтерии.

3 Простая Достоинство методики заключается в том, что двойные записи вовсе не используются, но данное положение может применяться только микропредприятиями, где численность сотрудников не превышает 15 человек и прибыль за прошлый период составляет не более 120 000 000 рублей. Стоит сказать, что теоретически этот способ довольно прост, но на практике он имеет свой большой недостаток. Отсутствие двойных записей очень кратко раскрывает информацию о движении активов, поэтому зачастую в этом случае возникают неприятности при камеральных проверках.

Основные моменты организации бухучета на средних и малых предприятиях разработаны Минфином и по ним даны разъяснения в Письме №ПЗ-3/2015.

Для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены новые правила

Минфин России внес изменения сразу в четыре ПБУ: по запасам, основным средствам, нематериальным активам и НИОКР. Поправки внесены приказом от 16.05.16 № 64н (вступает в силу сегодня, 20 июня 2016 года). Все изменения адресованы компаниям, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Мы сделали обзор нововведений и рассказали, как применить их на практике.

Кому адресованы поправки

Все комментируемые поправки касаются организаций, которым разрешено применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Напомним, что согласно Федеральному закону от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон о бухучете) такое право есть у трех категорий юридических лиц. Первая и вторая категории — это некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». К третьей, самой многочисленной категории относятся субъекты малого предпринимательства вне зависимости от выбранной ими системы налогообложения.

Определение субъекта малого предпринимательства дано в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. К таким субъектам относятся, в частности, потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП) и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия. Во-первых, средняя численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, а для микропредприятий — 15 человек.

Во-вторых, доходы от реализации без учета НДС за предшествующий год не должна превышать 800 миллионов рублей, а для микропредприятий — 120 миллионов рублей (с августа 2016 года порядок расчета лимита доходов изменится, см. «Лимит доходов для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса будет определяться по новым правилам»).

В-третьих, необходимо соблюдение ограничений по доле участия в уставном капитале государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, а также ряда других структур (см. «Изменились критерии для отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства»).

Добавим, что некоторые организации не имеют права на упрощенный бухучет независимо от того, соответствуют ли они перечисленным требованиям. Так, запрет на упрощенный учет и отчетность предусмотрен для юридических консультаций, адвокатских бюро, жилищно-строительных кооперативов и ряда других компаний (полный перечень приведен в части 5 статьи 6 закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Изменения в учете материально-производственных запасов

Комментируемый приказ внес поправки в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Основная часть новшеств имеет отношение к оценке МПЗ. В общем случае запасы принимаются к учету по их фактической себестоимости, которая складывается из закупочной цены и затрат, связанных с приобретением МПЗ. К затратам на приобретение относят таможенные пошлины, выплаченное комиссионеру вознаграждение, стоимость заготовки, доставки и некоторые другие издержки (п. 6 ПБУ 5/01).

Для компаний, которые ведут упрощенный бухучет, сделано исключение. После вступления в силу поправок такие организации получили возможность оценивать МПЗ по цене поставки. Все прочие затраты на приобретение допустимо списать на расходы по обычным видам деятельности в том периоде, когда они понесены (вновь созданный пункт 13.1 ПБУ 5/01).

Кроме того, особые правила введены в отношении стоимости сырья, материалов, товаров, а также иных затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров. Теперь эти суммы разрешено вообще не относить к стоимости запасов, а сразу списывать на текущие расходы по обычным видам деятельности. Причем, микропредприятия могут делать это всегда, а все прочие компании, применяющие упрощенный учет — только если характер их деятельности не предполагает наличия существенных остатков МПЗ (вновь созданный пункт 13.2 ПБУ 5/01).

Аналогичный порядок предусмотрен для запасов, которые предназначены для управленческих нужд. Расходы на их приобретение можно сразу списать в текущие затраты. Данное новшество распространяется на все без исключения организации, ведущие упрощенный учет (вновь созданный пункт 13.3 ПБУ 5/01). Наконец, при упрощенных способах ведения бухучета компаниям разрешили не формировать резерв под снижение стоимости материальных ценностей. Соответствующее уточнение добавлено в пункт 25 ПБУ 5/01.

Изменения в учете основных средств

В ПБУ 6/01 «Учет основных средств» внесено существенное дополнение, касающееся определения первоначальной стоимости ОС. По общему правилу первоначальная стоимость основного средства — это совокупность фактических затрат на его приобретение, сооружение и изготовление. Сюда входит закупочная цена и сумма, заплаченная за приведение объекта в состояние, пригодное к использованию. Помимо этого в первоначальную стоимость включается цена доставки, таможенные пошлины, суммы, заплаченные посредникам, и некоторые другие издержки (п. 8 ПБУ 6/01).

Благодаря комментируемым поправкам у организаций, применяющих упрощенные способы бухучета, появилась альтернативная возможность. Они получили право определять первоначальную стоимость ОС другим способом.

Для объектов, приобретенных за плату, первоначальной стоимостью может быть цена поставщика плюс расходы на монтаж (если они не учтены в цене). Для сооруженных и изготовленных объектов первоначальной стоимостью может быть сумма, заплаченная по договору подряда, либо по иным договорам, заключенным с целью приобретения, изготовления или сооружения основного средства. Все прочие расходы (например, таможенные пошлины или вознаграждение посредника) допустимо списать на текущие затраты по обычным видам деятельности. Это закреплено во вновь созданном пункте 8.1 ПБУ 6/01.

Также есть изменения, касающиеся амортизации. В общем случае амортизационные отчисления необходимо делать ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы амортизации. Но при упрощенном способе бухучета разрешено амортизировать ОС иначе: либо один раз в год по состоянию на 31 декабря, либо регулярно в течение года за периоды, установленные самой организацией. Таким образом, компания вправе амортизировать основное средство так часто, как сочтет нужным: раз в год, раз в полгода, раз в квартал или чаще. Это следует из новой редакции пункта 19 ПБУ 6/01.

Изменения в учете нематериальных активов и НИОКР

Согласно ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» к НМА следует относить объекты, у которых отсутствует материально-вещественная форма, и которые удовлетворяют ряду условий. Так, объект должен обладать способностью приносить экономические выгоды в будущем, а срок его полезного использования должен превышать 12 месяцев. Еще одно условие — это возможность выделить (или отделить) объект от других активов и достоверно определить его фактическую стоимость. Полный список условий приведен в пункте 3 ПБУ 14/2007.

Но для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены особые правила. Даже если объект полностью соответствует всем критериям НМА, затраты на его приобретение или создание можно сразу списать в текущие расходы по обычным видам деятельности. Об это говорится во вновь созданном пункте 3.1 ПБУ 14/2007.

Изменениям подверглась и ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». По общему правилу затраты на НИОКР нужно списывать равномерно в течение года в размере 1/12 годовой суммы. Тогда как при упрощенном бухучете появилась возможность списать данные расходы сразу по мере их возникновения (новая редакция п. 14 ПБУ 17/02).

Как применить новшества на практике

Обратите внимание: новые возможности, которые предоставил комментируемый приказ Минфина России, не являются обязательными. Другими словами, компания, использующая упрощенные способы ведения бухучета, вправе отказаться от изменений и продолжать учитывать ОС, запасы, нематериальные активы и расходы на НИОКР по-прежнему.

Если же организация решит воспользоваться новшествами, ей предстоит решить, с какого момента начинать их применение. Проще всего сделать это с будущего года, закрепив новые правила в учетной политике на 2017 год. Но есть и другой вариант — внести соответствующие изменения в учетную политику, утвержденную на 2016 год. Это не будет нарушением, так как выбор нового способа ведения бухучета является основанием для корректировки учетной политики (п. 2 ч. 6 ст. 8 Закона о бухучете).

Отметим, что новые положения допустимо применять только в отношении расходов, понесенных после изменения учетной политики. Объекты, поставленные на баланс ранее, будут учитываться по «старым» правилам.

Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: