Критерии обязательного аудита: обязательный аудит проводится в случаях…

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Критерии обязательного аудита говорят о том, что аудит проводится, если организация является:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных компаний (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит организации, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица, содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит ООО за первый год деятельности? Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты.

Нет, не нужно.

Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите организации оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.

Так, для ООО аудит обязателен, если:

  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
  • сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

В рассматриваемом случае компания работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.

Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.

Дело в том, что для вновь созданных организаций действуют особые правила определения отчетного периода. А именно первым отчетным годом для вновь созданной организации является период:

  • с даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
  • с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

Это следует из частей 2 и 3 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Например, организация была зарегистрирована 1 июля 2013 года (т. е. до 30 сентября). Соответственно, первым отчетным годом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно. Обязательный аудит в этом случае необходимо будет провести по итогам 2014 года в 2015 году, если финансовые показатели за 2013 год (с июля по декабрь включительно) превысят максимальные значения.

Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно. Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному. А вот по итогам 2015 года (в 2016 году) аудит придется провести, если финансовые показатели с ноября 2013 года по декабрь 2014 года включительно превысят допустимые лимиты.

Внутренний контроль

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.

Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • компаний, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • компаний, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • компаний, формирующих консолидированную отчетность.

Проведение обязательного аудита у них осуществляют аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Совет: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
  • государственных корпорациях и компаниях;
  • организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Опубликование аудиторского заключения

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Обязательный аудит — критерии 2021 года, при наличии/отсутствии которых проведение обязательного аудита бухгалтерской отчётности является обязательным, были обновлены. Изменения приняты Федеральным законом от 29.12.2020 № 476-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

От обязательного аудита освобождены

  • субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов, которые осуществляют виды деятельности или имеют организационно-правовую форму, в отношении которых федеральными законами предусмотрена обязанность аудировать бухгалтерскую отчетность);
  • фонды, поступление имущества, в том числе денежных средств, которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Обязательный аудит — критерии 2021 в финансовой части

  1. Доход от предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн руб.
  2. Сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн руб.

Теперь показатель дохода от предпринимательской деятельности следует определять в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В соответствии с главой 25 Налогового кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Как разъяснено в Информационном сообщении Минфина России от 11 января 2021 года № ИС-аудит-37, в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.

В новой редакции части 1 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности» остались общие положения, согласно которым обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. То есть аудит является обязательным, даже если в законе «Об аудиторской деятельности» отдельные субъекты не указаны, но федеральными законами, регулирующими их деятельность, предусмотрена обязанность по аудиту бухгалтерской отчетности таких субъектов.

ВАЖНО:

Освобождение от проведения обязательного аудита, предусмотренное новой редакцией статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности», не применяется в отношении аудита отчетности за 2020 год и более ранние периоды, если организация в силу прежних правил обязана была проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, но заключила договор на проведение обязательного аудита указанной отчетности и аудиторской организацией / индивидуальным аудитором до 1 января 2021 года уже начато исполнение договора. В таких случаях организации, освобожденные от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности, вправе не проводить аудит, начиная с отчетности за 2021 год.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РЕДАКЦИЙ СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Новая редакция (с 01.01.2021) Старая редакция (до 01.01.2021)
Организации, обязанные проводит аудит бухгалтерской отчетности на основании ст. 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей
  • негосударственные пенсионные или иные фонды (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), акционерные инвестиционные фонды;
  • организации (за исключением органов гос. власти, органов местного самоуправления, ГУ и МУ, ГУП и МУП, с/х кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ»), соответствующие хотя бы одному из следующих условий:
    • доход от предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн руб.;
    • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн руб.
  • организации (за исключением органов гос.власти, органов местного самоуправления, ГУ и МУ, ГУП и МУП, с/х кооперативов, союзов этих кооперативов) соответствующие хотя бы одному из следующих условий:
    • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб.;
    • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.
  • если организация (за исключением органа гос. власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также ГУ и МУ) представляет и / или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

Организации, обязанные проводить аудит бухгалтерской отчётности в силу иных законов:

  1. Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (ст. 88 закона «Об акционерных обществах»).
  2. Кредитная организация (ст. 42 закона «О банках и банковской деятельности»).
  3. Страховая организация (ст. 29 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
  4. Общество взаимного страхования (ст. 22 закона «О взаимном страховании»).
  5. Клиринговая организация (ст. 5 закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»).
  6. Организатор торговли (ст. 5 закона «Об организованных торгах»).
  7. Негосударственный пенсионный фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
  8. Акционерный инвестиционный фонд (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
  9. Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
  10. Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»)

22 апреля 2018

Для подтверждения достоверности составляемой бухгалтерской отчетности компании проводят аудит. Некоторым предприятиям такая форма проверки вменяется в обязанность, тогда как другие используют ее по своему усмотрению. Кому придется проводить обязательный аудит в 2018 году, как он должен происходить и что будет, если проигнорировать требования законодательства?

Обязательным аудит – комплекс мероприятий, проводимых для установления факта достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности организации. В ходе процедуры аудитор выясняет, выполняет ли компания требования законодательства или уклоняется от них.

Сама процедура проведения обязательного аудита регламентируется Федеральным законом № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года. Там же дается перечень критериев, с помощью которых организации могут самостоятельно определить, нужно ли им проводить аудит. Однако здесь могут возникнуть некоторые сложности, так как кроме Федерального закона есть и другие нормативно-правовые акты, которые необходимо брать во внимание (приказы Минфина, постановления Правительства).

Важно: начиная с 2017 года, обязательный аудит проводится в строгом соответствии с действующими Международными стандартами аудита (МСА).

Такой формат проверки имеет и свои индивидуальные особенности. Например, устанавливается необходимость проводить аудит раз в год. Причем делать это должны независимые аудиторы, а именно:

  • аудиторские организации;
  • индивидуальные аудиторы.

Выбрать, к кому обратиться, организации могут сами. Такого права лишены лишь госкорпорации, НПФ, кредитные и страховые компании, а также предприятия, доля акций государства в которых составляет не менее ¼ от общего числа. Для этих категорий проверку должны производить исключительно аудиторские организации.

К независимым аудиторам предъявляются требования со стороны государства:

  1. наличие квалификационного сертификата;
  2. членство в саморегулируемой организации аудиторов (СРОА или СРО).

Невыполнение хотя бы одного из требований не дает права на проведение обязательного аудита. В противном случае полученное заключение будет недействительным.

Ответить однозначно на этот вопрос сложно, так как подпункт 6 статьи 5 Федерального закона №307-ФЗ гласит, что нормативно-правовой акт содержит неполный перечень предприятий. То есть необходимость проведения обязательного аудита может возникнуть на основании иных НПА. Чаще всего это прописывается в законах, связанных с конкретной деятельностью, поэтому очень важно отслеживать появление новых законов и норм в отношении конкретных форм ООО.

Например, критерии обязательного аудита не содержат прямой отсылки на то, что государственные и муниципальные унитарные предприятия должны проходить эту процедуру ежегодно. Сюда же можно отнести некоммерческие организации, компании, занимающиеся проведением азартных игр, кредитные потребительские кооперативы. Причем совершенно неважно, относятся ли они к субъектам малого бизнеса.

Чтобы определить, в каких случаях проводится обязательный аудит, можно выделить следующие основные группы критериев:

Признак Условия для проведения обязательного аудита
Определенная организационно-правовая форма Наличие статуса акционерного общества (АО)
Особая форма деятельности Организация выпускает собственные ценные бумаги и допускает их к организованным торгам
Конкретные виды деятельности Брокеры, дилеры, депозитарии и иные профессиональные участники рынка ценных бумаг, НПФ и другие разновидности фондов (в том числе ПИФы), клиринговые и страховые компании, кредитные организации и БКИ
Особые формы предоставления отчетности Компании, составляющие консолидированную, то есть обобщенную отчетность по головному предприятию и дочерним организациям
Определенные фин. показатели Если общая выручка организации за прошлый год составила больше 400 миллионов рублей или общий размер балансовых активов по окончанию прошлого года оказался больше 60 миллионов рублей

Следовательно, критерии обязательного аудита четко установлены для конкретных признаков. Малые предприятия тоже могут быть обязаны проводить проверку в такой форме, но им устанавливать ее необходимость придется самостоятельно, изучая отраслевые и иные документы.

Существует несколько этапов проведения обязательного аудита. Организации нужно приготовиться к тому, что это займет много времени. Некоторым компаниям и вовсе лучше растянуть процесс на весь год, чтобы неспешно проходить все существующие этапы и не задействовать всех работников по максимуму. Процедура обязательного аудита проводится таким образом:

  1. планирование процесса;
  2. сбор и анализ полученных сведений;
  3. собственно составление аудиторского заключения;
  4. передача информации в Росстат.

Каждый этап имеет немало особенностей, о которых нужно помнить предприятиям, ежегодно проходящим обязательный аудит.

На этом этапе фирма выбирает аудиторскую организацию. В ходе переговоров решаются следующие вопросы:

  • тактика и стратегия;
  • график проверки (когда и что будет проверяться);
  • полный план проверки;
  • внедряемая программа.

Тесное взаимодействие сторон должно обеспечить эффективность проводимой проверки. На этапе планирования создается аудиторская группа, которая налаживает работу с подразделениями организации. Также составляются письменные запросы конкретным звеньям компании.

Профессиональный аудитор должен уже на этапе планирования понять, как функционирует предприятие, как на нее воздействуют внешние и внутренние факторы.

На этом этапе аудитор внимательно проверяет документацию организации, включая уставные документы, учетную политику, регистры БУ, первичку. Он делает перерасчеты на предмет наличия случайных и умышленных ошибок.

Аудиторской фирмой оценивается в первую очередь то, насколько предоставленная информация соответствует имеющимся законодательным требованиям.

В случае нахождения недочетов, проверяющий дает письменные рекомендации по их устранению. Важными недочетами признаются те, что повлияли на конечные показатели бухгалтерской отчетности. Все утверждения относительно ошибочного занесения сведений, а также рекомендации должны быть подтверждены документально. По итогу с ними ознакомляют ответственных должностных лиц и руководство.

Обязательный аудит проводится как раз для получения аудиторского заключения. Специалист формирует его, тщательно изучив всю полученную информацию. В документе дается объективное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности. Само заключение может иметь одну из следующих форм:

  1. Немодифицированное. Подтверждает достоверность имеющейся отчетности у предприятия.
  2. Модифицированное. Сигнализирует о наличии существенных нарушений и неточностей, приведших к серьезному искажению бухгалтерской отчетности.

Причем если информация оказалась недостоверной, то аудитор оставляет за собой право высказать отрицательное мнение, воздержаться от его выражения или же высказать нейтральное мнение с определенными оговорками.

Годовая бухгалтерская отчетность организациями сдается в территориальный орган ФНС. Однако в ее состав не входит аудиторское заключение. Налоговая инспекция не требует предоставления этого документа. Но с 1 января 2014 года аудиторское заключение сдается в Росстат. Дополнительно к нему прикладывается и сама бухгалтерская отчетность.

Существуют определенные сроки подачи аудиторского заключения. Сделать это нужно, выполнив 2 условия одновременно:

  • не позднее 31 декабря следующего года (то есть, отчетность и заключение за 2017 год организации должны быть сданы до 31 декабря 2018 года);
  • в течение 10 рабочих дней после получения аудиторского заключения.

Пример. АО «Интегра» подлежит обязательному аудиту вследствие своей организационно-правовой формы. Аудиторская компания «Аудит Профи» сделала аудиторское заключение по отчетности 2017 года 3 сентября 2018 года. Какой будет крайний срок подачи отчетности с заключением? Сам день подачи не входит в 10 отведенных рабочих дней. Следовательно, предоставить документацию в Росстат компании нужно до 17 сентября включительно.

Непосредственно за непроведение обязательного аудита штрафы не предусмотрены. А вот если заключение не будет предоставлено в оговоренные сроки в Росстат, то заплатить штраф придется в соответствии со статьей 19.8 КоАП РФ. Сумма его будет следующей:

  • для самой организации – от 3 до 5 тысяч рублей;
  • для должностного лица (как правило, им является бухгалтер) – от 300 до 500 рублей.

Компании, обязанные проводить ежегодный учет, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 15.11 КоАП РФ, если нарушение выявлено в ходе налоговой выездной проверки. Тогда сумма штрафа увеличивается до 5 – 10 тысяч рублей.

Отдельный вид штрафа предусмотрен для акционерных обществ, не опубликовавших аудиторское заключение. На должностных лиц налагается штраф в размере 30 – 50 тысяч рублей, на сами АО – от 700 тысяч до 1 миллиона рублей.

Обязательный аудит проводится с целью проверки бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности, а также соответствующей документации организаций и индивидуальных предпринимателей. Обязательному аудиту подлежат предприятия, получившие за календарный год выручку свыше 50 млн рублей, и организации, на чьем балансе числится валюта, превышающая 20 млн рублей.

Сущность аудиторской деятельности

Согласно Федеральному закону РФ, аудиторская деятельность (сокращенно аудит) определяется как предпринимательская, подразумевающая проверку отчетности и документации организаций и ИП. Помимо этого, аудиторские организации предлагают клиентам ряд дополнительных услуг.

Главная цель данной проверки — подтверждение правдивости и достоверности данных, указанных работниками организации в отчетной документации. Для достижения этой цели сотрудники предприятия, подвергаемого аудиту, должны предъявить достаточно доказательств для убеждения аудитора в полном соответствии бухгалтерского учета всем требованиям и нормам российского законодательства.

Организации, проводящие обязательный аудит и прочие его виды, являются коммерческими. Положительное заключение их сотрудников о проверяемом предприятии является дополнительной рекомендацией для лиц, заинтересованных в сотрудничестве с ним. Одним словом, обязательный аудит организации способствует минимализации предпринимательского риска. Он является одним из способов снижения информационного риска до допустимого уровня для лиц, основывающихся на финансовой и прочих видах отчетностей.

Виды аудиторской проверки

На сегодняшний день в российской экономической теории и практике наиболее распространена классификация аудиторской деятельности на внешний и внутренний аудит.

Первый осуществляется после заключения договора аудиторскими организациями или индивидуальными предпринимателями для оценки достоверности бухгалтерской и финансовой документации. Внутренний аудит проводится по решению руководства организации с целью повышения эффективности и производительности труда его сотрудников непосредственно работниками данного предприятия.

Внешний аудит в свою очередь подразделяется на 3 группы:

  • обязательный аудит — его проведение регламентируется федеральными законами РФ;
  • инициативный — его проведение основывается на решении руководства или учредителей организации;
  • аудит по специальным заданиям проводится в отдельных, предусмотренных российским законодательством случаях.

Кроме того, аудиторские проверки классифицируют по их периодичности.

Первоначальный — аудит, проводимый на данном предприятии аудиторской организацией или независимым предпринимателем впервые.

Периодический — аудит, повторяющийся в течение нескольких лет подряд, как правило, ежегодно.

Цели и задачи обязательного аудита

Главная цель обязательного аудита — это оценка достоверности и законности данных, представленных в отчетной бухгалтерской документации. Исходя из основной цели обязательного аудита, к его основополагающим задачам можно отнести:

  • оценку общего уровня ведения бухгалтерской отчетности;
  • оценку достоверности и законности данных, указанных в документах;
  • помощь руководству организации путем определенных рекомендаций на основании найденных недочетов и нарушений;
  • проверку соответствия налоговых платежей текущему государственному законодательству;
  • оценку перспектив роста финансовых резервов организации (так называемый перспективный анализ).

Таким образом, проводя проверку, аудитор должен составить свое мнение о проверяемом предприятии по таким критериям, как общая приемлемость документации, ее обоснованность и законченность, правильность оценок, классификаций и разделений, а также аккуратность в процессе составления отчета и степень его раскрытости.

Причины проведения обязательной аудиторской проверки

1. Аудит в целом (как обязательный, так и инициативный) — неотъемлемый элемент рыночной системы.

2. Бухгалтерская отчетность — это официальный документ, к которому в случае необходимости обращается широкий круг лиц: руководство организации, его учредители и инвесторы (как нынешние, так и потенциальные), сотрудники, поставщики, покупатели и т. д.

3. Бухгалтерская отчетность не является достоверной априори, поскольку лица, составляющие ее, могут быть не только пристрастны, но и заинтересованы в ее неточности. Кроме того, так называемый «человеческий» фактор может стать причиной содержания в ней ошибочных сведений.

4. Самостоятельная оценка достоверности бухгалтерской отчетности в большинстве случаев невозможна для широкого круга лиц. Причина этому — закрытый доступ к определенной информации и сложность отраженных в ней многочисленных хозяйственных операций.

Особенности проведения обязательного аудита

Обязательную аудиторскую проверку вправе проводить исключительно аудиторские организации, но не независимые предприниматели и лица без юридического образования.

Обязательный аудит в организации, чей уставной капитал является государственной собственностью более чем на 25%, может быть проведен только после размещения соответствующего заказа в порядке, определенном Федеральным законом РФ.

Аудиторская проверка организаций, чья отчетная документация содержит сведения, являющиеся государственной тайной, осуществляется только после получения допуска к работе с такими сведениями.

Все критерии обязательного аудита подлежат страхованию риска ответственности в случае нарушения пунктов заключенного с проверяемой организацией договора.

Ответственность за непроведение обязательного аудита

Согласно российскому законодательству, в случае, если обязательный аудит не был произведен в установленные сроки, организация несет административную, гражданско-правовую, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.

За уклонение от обязательного аудита либо препятствование его проведению на нарушителя налагается штраф, равный минимальному размеру оплаты труда в пятисот или тысячекратном размере!

Обязательный аудит проводится в случаях, указанных в Федеральном Законе «Об аудиторской деятельности» 307-ФЗ от 24.12.2010 г. Критерии обязательного аудита действуют с 2011 года (предыдущие редакции: от 30.12.2008 г. и Закон 119-ФЗ от 07.08.2001):

Статья 5.

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

1. Организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2. Ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3. Организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4. Объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5. Организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. В иных случаях, установленных федеральными законами.

обязательный аудит критерий ОАО обязательный аудит критерий биржа обязательный аудит критерий активы

Критерии, указанные в Законе, четко отвечают на вопрос, в каких случаях проводится обязательный аудит. Однако, определенные трудности в толковании вызывают фразы: «… по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному … за предшествовавший отчетному год …». Данное положение вызывает дискуссии в профессиональной среде, поскольку до сих пор нет разъяснений налоговых и финансовых органов о том, как понимать период, за который предприятие обязано проводить аудит. Если официальное «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 6 должно прикладываться к балансу за отчетный период — допустим, к балансу 2009 года, то Закон можно трактовать так, что обязательный аудит должен проводиться за 2008 год. В таком случае имеется противоречие с духом Закона. Представим, что предприятие создано в 2008 году и за этот период имело оборот 1000 рублей. В 2009 году бизнес «встал на ноги» и оборот превысил 50 миллионов рублей. Тогда получается, что обязательному аудиту надо подвергнуть операции за год, когда оборотов практически и не было!

На практике взаимодействия с ИФНС нашей аудиторской организации можем говорить о том, что скорее всего придется проводить аудит именно того года, в котором условия Закона были выполнены, а не предшествующего. Тем не менее, наша рекомендация по критериям обязательного аудита — заранее поинтересоваться у своего инспектора о том, за какой период необходимо проходить проверку.

  • Старые критерии обязательного аудита от 07.08.2001

  • Первая редакция закона 307-ФЗ от 30.12.2008

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: