Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки

Как рассчитать налоговую нагрузку? Для этого требуется подготовить определенный набор исходных данных и применить к ним специальную формулу. Мы подскажем, где взять эти данные и каким расчетным алгоритмом воспользоваться, а также расскажем, для чего необходимо исчислять налоговую нагрузку и как облегчить расчетные процедуры.

Что налогоплательщику делать с показателем налоговой нагрузки

Налогоплательщик может использовать показатель налоговой нагрузки не только для определения степени риска его включения в план выездных налоговых проверок, но и для внутренних целей — налогового планирования и оптимизации налоговой нагрузки.

Налоговое планирование может быть долгосрочным, позволяющим уменьшать налоговое бремя в течение всей деятельности налогоплательщика с помощью регулярного использования определенных способов и приемов. Или краткосрочным (оперативным) — этот вид налогового планирования наиболее предпочтителен в условиях постоянно меняющегося налогового законодательства.

Мероприятия по налоговой оптимизации могут быть различными (применение выгодных способов амортизации, получение налоговых кредитов, отсрочек, использование льгот и др.), но должны проводиться в рамках закона.

При разработке процедур по снижению налоговой нагрузки необходимо строго учитывать тонкую грань между законной оптимизацией и уклонением от налогов.

Как ИФНС оценивают и применяют показатели налоговой нагрузки и рентабельности

Уровень налоговой нагрузки у каждой организации свой. Он зависит от нескольких факторов:

  • масштаба предприятия;
  • отраслевой принадлежности;
  • региональных факторов, влияющих на условия ведения бизнеса.

Способ сравнения фактической налоговой нагрузки со средними значениями по отраслям экономики является общепринятым и повсеместно применяется налоговыми органами.

Контролеры используют показатель налоговой нагрузки для отбора кандидатов для налоговых проверок. Под их пристальное внимание попадает также рентабельность — показатель эффективности работы налогоплательщика.

Как проверяющие оценивают налоговую нагрузку и рентабельность? Для оценки и анализа используются данные о среднеотраслевой налоговой нагрузке и рентабельности за 3 предшествующих года. Если фактические показатели снижаются и отстают от среднеотраслевых, контролеры могут не только запросить пояснения, но и пригласить руководителя для беседы в инспекцию. В его пояснениях должны быть обоснованы причины снижения показателей. Если объяснения налогоплательщика контролеров не устроят, он может стать кандидатом на налоговую проверку.

***

Налоговая нагрузка представляет собой выраженное в процентах отношение уплаченных налогов к полученной выручке. Можно исчислить совокупную нагрузку (по всем уплачиваемым налоговым обязательствам) или отдельно по каждому налогу. Налоговые органы сравнивают показатели налоговой нагрузки со среднеотраслевыми и при занижении фактических показателей требуют от налогоплательщиков пояснений. Если приведенные компанией или ИП доводы их не устроят, налогоплательщика могут включить в план налоговых проверок с учетом иных критериев отбора.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Бизнес».

Предыдущий материал Следующий материал 19 февраля 2019

С 2019 года калькулятор расчета налоговой нагрузки организаций на общем режиме налогообложения размещен в свободном доступе на сайте ФНС РФ. Он запущен в тестовом режиме в рамках электронного сервиса «Прозрачный бизнес», основное предназначение которого — проверка контрагентов. Об этом сообщила ФНС в письме «О размещении сервиса «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки» от 11.02.2019 № БА-4-1/2308@.

Важно! В налоговом калькуляторе для расчета доступны данные по налоговой нагрузке за 2015, 2016, 2017 годы.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Информация размещается для того, чтобы налогоплательщик мог сориентироваться в показателях налоговой нагрузки по разным видам налогов в среднем по предприятиям такой же отрасли в рамках своего региона (данные о бюджетных и финансовых организациях в налоговом калькуляторе не размещаются).

Как посмотреть показатели средней налоговой нагрузки по отрасли

Для ознакомления с параметрами средней налоговой нагрузки по отрасли в налоговом калькуляторе нужно в левой части калькулятора установить параметры:

  • налоговый период (год);
  • вид деятельности (выбирается из выпадающего меню);
  • субъект РФ.

После нажатия кнопки «Показать среднеотраслевые индикаторы» налоговый калькулятор показывает налоговую нагрузку (в %):

  • совокупную (без НДПИ и акцизов);
  • совокупную (с учетом НДПИ и акцизов);
  • по налогу на прибыль;
  • по НДС.

Обратите внимание! Отдельно вынесены для ознакомления такие сопоставимые показатели, как рентабельность и средняя зарплата.

Как сравнить свои показатели с показателями налоговой нагрузки по отрасли

Для расчета налоговой нагрузки по организации нужно в правой части налогового калькулятора ввести сведения об уплаченных налогах и доходах за период. Калькулятор сопоставит расчетные данные по налоговой нагрузке со среднеотраслевыми.

ФНС уточняет, что отклонения от среднеотраслевой налоговой нагрузки не являются сами по себе поводом для проведения налоговой проверки.

Рекомендуем также ознакомиться со статьей «Какие изменения в налоговом законодательстве ожидают налогоплательщиков».

27 июня Экспертный центр  Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей провел вебинар, посвященный презентации нового сервиса ФНС – «Налоговый калькулятор для расчёта налоговой нагрузки».

Сервис разработан с целью снижения необоснованного давления на бизнес и повышения налоговой дисциплины и грамотности предпринимателей.

В соответствии с п. 1. Приложения №2 к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. №ММ-3-06/333@, налоговая нагрузка в действующей Концепции системы планирования выездных налоговых проверок рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Это накладывало технические ограничения по расчету налоговой нагрузки:

  • налоговая нагрузка рассчитывалась только по Российской Федерации в целом без регионального разреза, по 45 ОКВЭД;
  • 2 источника данных (Росстат – по обороту, ФНС России – по уплате налогов) накладывают методологические ограничения для расчетов – начиная от набора отраслей, заканчивая возможными отличиями в данных двух ведомств, имея ввиду группировки организаций по отраслям и количество организаций, участвующих в расчетах.

На текущий момент, благодаря применению Big Data, ФНС России реализован расчет налоговой нагрузки и средней заработной платы полностью на своих данных.  Пользователь может анализировать налоговую нагрузку на предприятия в детальном разрезе по видам экономической деятельности и субъектам РФ ( возможность выбора порядка 20 тысяч позиций, включая 300 ОКВЭД). В результате анализа, среднеотраслевые значения, рассчитанные на основе данных ФНС России – «Налоговый калькулятор» оказались, в подавляющем большинстве случаев, существенно ниже, чем рассчитанные в среднем Росстатом в рамках действующей Концепции.

Например, на текущий момент среднеотраслевое значение налоговой нагрузки в строительстве (классы 41-43) в соответствии с действующей Концепцией составляет 7,79%, в то время как на основе данных ФНС – «Налоговый калькулятор» это значение составляет для строительства зданий (класс 41) – 1,14%, строительства инженерных сооружений – 3,21%, работ строительных специализированных – 1,88%.

Аналогичные расхождения можно обнаружить и в региональном разрезе: если по данным действующей Концепции по отрасли «Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации» налоговая нагрузка учитывается в среднем по РФ и составляет 9,2%, то в региональном разрезе (по данным ФНС- «Налоговый калькулятор») данный показатель существенно ниже (2,7% – в Башкортостане, 2,42% в Татарстане и пр.).

В перспективе, планируется расширить перечень критериев для оценки справедливой и объективной налоговой нагрузки, исходя из реальных условий ведения бизнеса в отрасли,  регионе и муниципалитете. Будет добавлена дифференциация налоговой нагрузки и средней заработной платы по размеру бизнеса (микро, малый, средний и крупный) предприятия и дополнительно для расчета средней заработной платы будут  выделены крупные областные центры и агрегированные данные по другим муниципальным районам внутри субъектов РФ .

Программа тестирования сервиса «Налоговый калькулятор» будет проходить до 19 июля 2019 г. и  состоит из двух блоков:

Первый блок– заполнение данных в калькуляторе: https://pb.nalog.ru/calculator.html.

Второй блок– по итогам заполнения формы калькулятора заполнение Анкеты. Гиперссылка на анкету: Федеральная программа тестирования сервиса Федеральной налоговой службы (ФНС России) “Налоговый калькулятор”

ВАЖНО! В рамках тестирования рекомендуется организация обсуждения нового сервиса и промежуточных результатов тестирования на уровне субъекта РФ в формате круглого стола- модераторы региональные уполномоченные и руководство управлений ФНС России по субъектам РФ.

Планируется, что в программе тестирования примут участие: предприниматели, руководители, финансовые директора, главные бухгалтеры компаний, эксперты представляющие бизнес-объединения и институт уполномоченных при Президенте России по защите прав предпринимателей.

В работе вебинара приняли участие:

  • региональные уполномоченные, сотрудники аппаратов региональных уполномоченных, экспертное и бизнес сообщество,
  • руководство управлений ФНС России по субъектам РФ,
  • Анастасия Алехнович, руководитель экспертного центра при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Директор Института экономики роста им. Столыпина П.А.,
  • Александр Буряк, Заместитель Начальника Аналитического управления ФНС России,
  • Валерий Засько, Начальник Аналитического управления ФНС России,
  • Олеся Сапа, Руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ».

Запущено тестирование сервиса «Налоговый калькулятор для расчета налоговой нагрузки». Сервис разработан с целью снижения необоснованного давления на бизнес и повышения налоговой дисциплины и грамотности предпринимателей. Данные, полученные в ходе тестирования, помогут скорректировать Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Дело в том, что на данный момент налоговая нагрузка в Концепции рассчитывается на основе данных Росстата и оказывается существенно выше тех объективных показателей, которые удается собрать с помощью «Налогового калькулятора». Программа тестирования сервиса «Налоговый калькулятор» будет проходить до 19 июля 2019 г. и состоит из двух блоков: Первый блок- заполнение данных в калькуляторе: https://pb.nalog.ru/calculator.html. Второй блок- по итогам заполнения формы калькулятора заполнение Анкеты. Анкета доступна по ссылке — https://docs.google.com/…/1FAIpQLSdaBlSb4kCgV1qoO…/viewform….  От активности участия предпринимателей в тестировании сервиса и анкетировании будет зависеть дальнейшая корректировка Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

image

Межрайонная ИФНС России №6 по Липецкой области сообщает: В рамках сервиса ФНС «Прозрачный бизнес» заработала опция, которая позволяет компаниям и ИП, применяющим общий режим налогообложения (ОСН), сравнить собственную налоговую нагрузку со средними индикаторами по отрасли и региону.

Налоговая нагрузка выступает основным индикатором налоговой дисциплины налогоплательщиков. Рассчитывается как отношение уплаченных налогов (без агентских платежей) к доходам организации по отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях).

-масштабов деятельности компании,

-региональных факторов,

В связи с этим новый сервис позволяет налогоплательщикам, применяющим ОСН, сравнить свою налоговую нагрузку, в том числе по отдельным налогам, со средними значениями по отрасли в разрезе регионов.

Также сервис содержит информацию о среднем уровне заработной платы, рассчитанном на основе данных справок по форме 2-НДФЛ.

В письме от 11.02.2019№ БА-4-1/2308@ ФНС рекомендует налогоплательщикам использовать новый сервис для оценки своих налоговых рисков, а также для повышения налоговой дисциплины и грамотности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: