Ндс на воду питьевую 10 или 18

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Мы нашли выход!

image

Консультация предоставлена 17.02.2017 года

Организацией планируется изготовление масел из следующих составляющих:

1) масло подсолнечное, масло соевое;

2) масло подсолнечное, масло соевое, масло рапсовое, масло льняное, масло кукурузное, масло оливковое.

По какой ставке НДС в данном случае будет облагаться масло растительное?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если растительное масло, изготовленное организацией из нескольких его видов, будет отнесено к подкатегории «Смеси растительных масел» Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности с кодом 10.41.59.154, то налогообложение НДС операций по его реализации на территории РФ будет осуществляться с применением налоговой ставки 10%.

Обоснование вывода:

Ставки НДС установлены ст. 164 НК РФ. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС производится по налоговой ставке 10% при реализации поименованных в нем продовольственных товаров, в частности — масла растительного.

Коды видов продукции, перечисленных в п. 2 ст. 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее — ОКП ВЭД)*(1), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД) определяются Правительством РФ (абзац пятьдесят шестой п. 2 ст. 164 НК РФ). Во исполнение данной нормы постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утверждены:

— Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКП ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при реализации (далее — Перечень ОКП ВЭД);

— Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию РФ (далее — Перечень ТН ВЭД).

Для применения пониженной налоговой ставки НДС достаточно, чтобы реализуемый товар (в данном случае — растительное масло) соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой хотя бы на один из двух источников — ОКП ВЭД или ТН ВЭД (смотрите, например, п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, письма Минфина России от 17.11.2016 N 03-07-07/67582, от 04.04.2016 N 03-07-14/18820, от 24.08.2015 N 03-07-07/48651, ФНС России от 25.10.2016 N СД-4-3/20214@, от 30.05.2016 N СД-4-3/9612@, от 06.10.2014 N ГД-4-3/20472).

Например, согласно Перечню ОКП ВЭД по ставке НДС в размере 10% облагается реализация:

— масел растительных и их фракций (код — 10.41.2);

— масел растительных и их фракций рафинированных, но не подвергнутых химической модификации (код — 10.41.5);

— масла кукурузного (код — 10.62.14).

При этом подгруппа с кодом 10.41.5 «Масла растительные и их фракции рафинированные, но не подвергнутые химической модификации» включает в себя такую подкатегорию, как «Смеси растительных масел» (код — 10.41.59.154). Каких-либо ограничений по составу и соотношению смесей растительных масел, входящих в данную подкатегорию ОКП ВЭД, не установлено.

Таким образом, если растительное масло, изготовленное организацией из нескольких его видов, будет отнесено к подкатегории «Смеси растительных масел» ОКП ВЭД с кодом 10.41.59.154, то налогообложение НДС операций по его реализации на территории РФ будет осуществляться с применением налоговой ставки в размере 10% (дополнительно смотрите письма ФНС России от 29.11.2016 N СД-4-3/22604@, Минфина России от 16.08.2016 N 03-07-11/47838).

Отметим, что на основании п. 9 постановления Правительства РФ от 10.11.2003 N 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Если же полученный из нескольких видов растительных масел продукт не будет соответствовать ни одному из кодов, предусмотренных Перечнем ОКП ВЭД и Перечнем ТН ВЭД, то операции по его реализации на территории РФ будут облагаться НДС с применением общей налоговой ставки 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

  Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 Графкин Олег

 Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

*(1) С 01.01.2017 коды видов продукции, подлежащих налогообложению НДС по ставке 10%, определяются в соответствии с новым классификатором — ОКП ВЭД (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), который пришел на смену Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (п. 1 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 248-ФЗ, смотрите также письмо ФНС России от 14.11.2016 N СД-4-3/21479@).

Главная / Водоснабжение, водоотведение / Водоотведение

Разработка нормативов  допустимых сбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в водные объекты (за исключением радиоактивных веществ) проводится на основании приказа Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.

Согласно указанного приказа величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей.

Скачать и ознакомиться с приказом можно здесь:

Разработка НДС осуществляется в отношении ЗВ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса у водопользователя, в том числе указанных в отчете по ПЭК.

Перечень нормируемых веществ включает в себя вещества, предусмотренные перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р , и формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных вод. При сбросе в поверхностные водные объекты карьерных, шахтнорудничных и иных вод, забранных (образующихся при осуществлении технологического процесса) из подземных водных объектов, при формировании перечня нормируемых веществ учитывается качество указанных вод. При сбросе со сточными водами смесей постоянного состава, в перечень нормируемых веществ включаются все вещества, входящие в состав смеси постоянного состава. Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными водами от абонентов. Перечень нормируемых веществ организаций, эксплуатирующих объекты централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, определяется на основании результатов инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в соответствии с Правилами N 891. Для объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду (объектов II категории), являющихся централизованными системами водоотведения поселений или городских округов, в такой перечень дополнительно включаются технологически нормируемые вещества.

НДС устанавливаются расчетным путем исходя из:

  • нормативов качества воды водного объекта (постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 149);
  • фонового состояния водного объекта по ЗВ, характеризующим применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса у водопользователя.

В случае превышения условных фоновых концентраций  значений гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, то НДС разрабатывается с учетом:

В случаях если природные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, нормативы качества разрабатываются и устанавливаются на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его части.

Нормативы качества вод поверхностных водных объектов, предусмотренные пунктом 15 настоящего Положения, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Пункты 15 и 16 постановления Правительства РФ от 13.02.2019 № 149

При этом:

Если фоновая концентрация химического вещества в воде водного объекта и (или) микробиологические показатели, связанные с применяемыми технологиями и особенностями производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не позволяют обеспечить норматив качества воды в контрольном пункте (створе), за исключением ситуации, указанной в пункте 3 настоящей методики, НДС по этим показателям разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.

В случае если водный объект рыбохозяйственного значения одновременно используется для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения:

Для оценки качества вод поверхностных водных объектов рыбохозяйственного значения, используемых одновременно для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и (или) в других целях, норматив качества устанавливается на уровне наименьшего из гигиенического или рыбохозяйственного норматива.

В случае если водный объект, используется для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения:

При разработке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или их части, используемые для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, применяются гигиенические нормативы.

Сброс сточных вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, в водные объекты рыбохозяйственного значения: НДС должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного пункта (створа) на расстоянии (на водотоках — ниже по течению; на водоемах и морях — на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных вод.

Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный НДС.

При этом:

Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется как максимальное значение концентрации за последний календарный год безаварийной работы предприятия из 5-ти предыдущих лет работы или из 7-ми предыдущих лет работы в случае предоставления расчета НДС в заявке на получение комплексного экологического разрешения либо декларации о воздействии на окружающую среду.

Фактический сброс для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов применяется как максимальное значение концентраций, определенное в результате инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в соответствии с Правилами проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 891.

НДС не подлежат пересмотру в течение срока, на который выдается комплексное экологическое разрешение, в заявке на получение которого они содержались, или на который предоставляется декларация о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись, а также срока, на который они утверждены в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, за исключением наступления обстоятельств для расчета новых НДС, указанных в пункте 13 настоящей Методики.

Срок актуальности расчетов НДС не превышает 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого они содержались (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ), или данный срок исчисляется с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись.

В случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, НДС утверждаются на 5 лет в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» .

пункты 11, 13 приказа Минприроды России от 29.12.2020 № 1118

а) при изменении на 30 и более процентов годового объема сточных вод; б) при изменении перечня сбрасываемых загрязняющих веществ (для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов — по результатам инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проведенной в соответствии с Правилами N 891); в) при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод; г) получении впервые сведений о величинах условных фоновых концентраций или обновлении таких сведений; д) утверждении в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 484 «О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» региональных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водного объекта рыбохозяйственного значения; е) получения впервые информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта — приемника сточных вод, а также гидрометеорологической информации или обновлении таких сведений; ж) обнаружении ошибок или недостоверной информации в расчетах НДС.

При этом расчет НДС, КЭР или декларация о воздействии на ОС  являются действующими  до расчета новых НДС  в пределах сроков, на которые выдано комплексное экологическое разрешение или предоставлена декларация о воздействии на окружающую среду, соответственно, но не более 6 месяцев.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами)1.

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России2.

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных3.

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме4.

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров5.

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20%6. Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

(Читайте также: «Налог на прибыль: нововведения 2021 года»).

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа7.

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно8.

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом9.

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

Читайте также Ошибки малого и среднего бизнеса при налоговом планировании 22 Мая 2020

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий10.

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России11, под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ. 2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ. 3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332. 4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ. 5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ. 6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ. 7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018. 8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017. 9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016. 10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597. 11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@. Содержание

После подписания Президентом Российской Федерации закона об очередном внесении изменений в Налоговый кодекс многие статьи этого документа претерпели изменения. В данном материале мы расскажем, как после повышения налога на добавленную стоимость с 18 до 20 % выглядит в 2019 году ставка НДС на продукты питания.

В соответствии с требованиями Налогового кодекса для субъектов предпринимательства существуют четыре категории налога на добавленную стоимость на продукты питания, которые отличаются друг от друга величиной ставок. Это зависит от того, является ли предприятие производителем продукции, или торгует после приобретения оптом либо в розницу.

НДС по ставке 10% и 20%

Кодексом (п.п.1 п.2 ст.164) установлено, что по ставке 10% облагаются при реализации следующие виды продукции:

  • крупный рогатый скот и птица (по живому весу);
  • мясопродукты, без учёта деликатесов;
  • молочные продукты, мороженое;
  • яйца;
  • растительное масло, маргарин, специальные (кулинарные и кондитерские) жиры;
  • сахар, соль, зерно и комбикорма, мука и крупы;
  • хлебобулочные изделия (в том числе, сдоба, сухари и баранки) и макароны;
  • живая рыба (без учёта ценных пород) и морепродукты;
  • детское питание;
  • овощи, в том числе, картофель.

Чтобы подтвердить принадлежность товаров к данной категории, нужно соблюдение двух условий:

  1. Наличие наименования в классификаторе ОКПД2 (для товаров отечественного производства) или номенклатуре ТН ВЭД (для импорта).
  2. Наличие документа, удостоверяющего соответствие техническим требованиям и регламентам (сертификата или декларации соответствия).

База налогообложения и сумма налога с применением ставки НДС 10% отражаются в графа 3 и 5 строки 020 декларации. Основание – приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Для продуктов питания, не указанных в п.2 ст.164, в соответствии со следующим, третьим пунктом, применяется ставка НДС 20%. Если плательщик не в состоянии обосновать применение 10-процентной ставки, товар также облагается налогом с удвоением. База налогообложения и сумма налога включаются в графы 3 и 5 строки 010 декларации.

НДС по нулевой ставке

Ставка 0% применяется при расчёте облагаемой суммы для товаров, которые подлежат вывозу за пределы таможенной территории РФ (п.1 ст.164 НК). Разумеется, применение такого размера ставки налога на добавленную стоимость плательщики также должны обосновать. Для этого им предоставляется срок 180 календарных дней.

В налоговый орган по месту регистрации необходимо предоставить пакет документов, который включает копии:

  • договоров с контрагентами;
  • документов, на основании которых осуществляется отпуск, транспортировка и сопровождение товаров;
  • таможенных деклараций.

Если плательщики не имеют возможности предоставления сопроводительных документов на товары в бумажном виде, закон предоставляет им право осуществить данную процедуру в электронном виде. Такое разрешение субъекты предпринимательства получили после принятия закона от 29.12.2014 г. №452-ФЗ, которым были внесены изменения в 165-ю статью Налогового кодекса.

В случае электронного подтверждения происхождения товаров плательщикам необходимо заполнять раздел 4 декларации по налогу на добавленную стоимость. Несоблюдение сроков подтверждения нулевой ставки вынуждает субъекты предпринимательской деятельности уплачивать налог по ставке 10 или 20 %, в зависимости от вида декларируемых товаров. В этом случае в декларации по НДС заполняется шестой раздел.

Продукты, освобождённые от уплаты НДС

Кроме, собственно, применения числовых ставок, в Налоговом кодексе предусмотрено полное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении продуктов питания. Это возможно в случае, когда производство и реализация продуктов питания осуществляется в столовых, которые находятся на территории медицинских или образовательных учреждений (п.п.5 п.2 ст.149).

В качестве документа подтверждающего принадлежность учреждения к указанной выше категории, необходимо предоставить в налоговый орган лицензию на право оказания соответствующего вида (медицина или образование) услуг. Министерство финансов РФ своим письмом от 03.12.2014 № 03-07-15/61906 подтвердил обязательность данной процедуры для учреждений медицины и образования.

Для подтверждения совершения операций, освобождённых от обложения налогом на добавленную стоимость, плательщикам необходимо заполнить раздел 7 декларации. В нём по коду 1010232 отображается стоимость товаров (продуктов питания), которые освобождены от НДС. Нет необходимости уплачивать налог, если плательщик находится на специальном режиме НДС по реализации продуктов питания (п.2 ст.346.11).

Исключение составляют два случая:

  1. ввоз продуктов на таможенную территорию РФ;
  2. выполнение субъектом, находящимся на упрощённой системе налогообложения, функций налогового агента.

Также освобождаются от уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость субъекты предпринимательства, уплачивающие единый налог на вменённый доход. Согласно п.4 ст.346.26 плательщик, выполняющий условия, оговоренные подпунктами 6-9 п.2 ст.346.26, получает такое право, не учитывая общие условия специального режима упрощённой системы налогообложения.

Субъекты предпринимательства РФ, которые производят и реализуют продукты питания, имеют право в соответствии с законодательством применять все виды ставок налога на добавленную стоимость, включая полное освобождение. На выбор ставки, прежде всего, оказывают влияние специфика хозяйственной деятельности предприятия и виды декларируемой продукции. Главным условием получения права на применение пониженной ставки налога остаётся обязательство документального подтверждения всех действий.

28 января 2021 15862

image

Единый сельскохозяйственный налог — это льготный режим для аграрных производителей, позволяющий платить в бюджет по минимуму. Как и другие спецрежимники, плательщики сельхозналога были освобождены от уплаты многих налогов, но в этом году ситуация изменилась. Как совмещать уплату ЕСХН и НДС в 2021 году, и как отразятся эти нововведения на налоговой нагрузке сельхозпроизводителей?

Новый налог для сельхозпроизводителей

С 2019 года прекратила действие норма статьи 346.1 (3) НК РФ, согласно которой плательщики ЕСХН были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (кроме ввозного).

Это означает, что на ЕСХН необходимо:

  • начислять НДС при реализации товаров, работ, услуг и при получении авансов;
  • в пятидневный срок передавать покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость;
  • запрашивать от поставщиков счета-фактуры для учёта входящего НДС;
  • проявлять необходимую осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (чтобы не получить отказ в вычете);
  • вести книги продаж и покупок;
  • каждый квартал представлять декларацию по НДС в электронном виде;
  • вовремя перечислять НДС в бюджет (тремя равными частями не позже 25 числа каждого из трех месяцев, следующих после отчётного квартала).

Обратите внимание, что основная налоговая ставка НДС с 2019 года выросла. Вместо 18% она теперь составляет 20%. Однако для некоторых продовольственных товаров применяется льготная ставка — 10% (статья 164 НК РФ).

В этот перечень включена основная продукция сельхозпроизводителей:

  • скот и птица в живом весе;
  • мясо и мясопродукты, за исключением деликатесных;
  • молоко и молочная продукция;
  • яйца и яйцепродукты;
  • масла растительные, маргарин, жиры специального назначения;
  • сахар;
  • зерно, комбикорм, кормовые смеси, зерновые отходы;
  • маслосемяна и продукты их переработки;
  • хлеб и хлебобулочные изделия;
  • крупы, мука, макаронные изделия;
  • рыба живая, за исключением ценных пород;
  • море- и рыбопродукты, кроме деликатесных;
  • продукты для детского и диабетического питания;
  • овощи.

Плюсы и минусы НДС для ЕСХН

Государство по-прежнему поддерживает сельхозпроизводителей, тем более сейчас, когда поставлена задача импортозамещения товаров, попавших под санкции. И как бы это странно ни звучало, но обязанность платить новый налог может, в некоторых случаях, снизить общую фискальную нагрузку.

Возможность стать плательщиком НДС, не отказываясь при этом от льготного режима, выгодна в первую очередь крупным аграрникам, которые закупают дорогую технику и оборудование. Ну а небольшие организации и ИП могут освободиться от такой обязанности.

Основной плюс уплаты налога на добавленную стоимость — это возможность учесть входящий НДС, ведь многие контрагенты сельхозпроизводителей работают на общей системе налогообложения. Кроме того, плательщики ЕСХН теперь получили право выставлять счета-фактуры с выделенной суммой НДС, что привлечет к сотрудничеству с ними крупные организации.

К минусам совмещения ЕСХН и НДС можно отнести обязанность по оформлению дополнительной отчётности (счета-фактуры, книги покупок и продаж, декларации) и уплату самого налога.

Рекомендуем нашим пользователям принимать решение об уплате или отказе от НДС на ЕСХН после консультации со специалистами. Здесь действительно надо учесть много нюансов, которые могут существенно отразиться на развитии вашего бизнеса. В частности, после освобождения от НДС вычет по налогу получить нельзя, но и в расходы эти суммы теперь не включаются.

Как плательщику сельхозналога получить освобождение от НДС

Мы уже говорили, что от уплаты НДС при ЕСХН (кроме ввозного) можно освободиться. Для этого надо выполнять определённые ограничения:

  • не превышать лимит полученных доходов;
  • не реализовывать подакцизные товары в течение трёх предшествующих календарных месяцев.

Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость носит заявительный характер, т.е. для этого надо обратиться в свою ИФНС по месту учёта. Причём общие условия, при которых налогоплательщики НДС могут получить освобождение, для сельхозпроизводителей не действуют.

Те, кто работает на ЕСХН, вправе подать уведомление при выполнении одного из двух условий, указанного в статье 145 НК РФ:

  • переход на уплату единого сельхозналога и освобождение от НДС происходит в одном календарном году;
  • доходы сельхозпроизводителя, уже работающего на спецрежиме, за предыдущий год не превысили лимитов, указанных в таблице (без учёта налога).

Год, за который учитывают доходы

Лимит доходов, млн рублей

2018

100

2019

90

2020

80

2021

70

2022 и далее

60

Например, если организация уже применяла ЕСХН в 2020 году, то она может освободиться от уплаты налога на добавленную стоимость, при условии, что полученный в этом году доход не превысил 80 млн рублей. Если же организация или индивидуальный предприниматель в 2021 году только стали плательщиком ЕСХН, то для освобождения от НДС им не надо соблюдать лимит доходов.

Форма уведомления разработана приказом Минфина России от 26.12.2018 № 286н. В документе надо указать наименование налогоплательщика, его ИНН, адрес, контакты для связи, дату, с которой заявлено освобождение от НДС.

К уведомлению для уже действующих производителей надо приложить выписку из баланса и выписку из книги учета сельскохозяйственных товаропроизводителей на ЕСХН. Обратиться в налоговый орган необходимо не позже 20-го числа месяца, с которого заявляется право на освобождение.

При этом НК РФ устанавливает для плательщиков сельхозналога особенную норму — если освобождение от уплаты НДС получено, то отказаться от него добровольно уже нельзя (п. 4 статьи 145). Если же сельхозпроизводитель превысил допустимые лимиты доходов или стал продавать подакцизную продукцию, то право на освобождение он утрачивает и больше получить его не сможет.

Актуальное

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: