Подробный обзор изменений налогового законодательства с начала 2020 года

Многие аналитики признают российскую систему налогообложения громоздкой, излишне усложненной и неэффективной. По мнению специалистов, существующий порядок финансового устройства затормаживает потенциальный рост экономики и не позволяет обеспечить все государственные интересы.

Представители Правительства РФ неоднократно заявляли о намерениях провести налоговую реформу в стране с 2018 года. Последние новости из Кремля говорят о начале реализации этих планов.

В конце ноября Государственная дума России приняла в третьем чтении ряд важных поправок в Налоговый кодекс. Существенные изменения налогового законодательства, вступающие в силу с 2018 года, затронули практически весь фискальный режим, появились новые обязательные платежи, налоги и сборы, увеличилась нагрузка на малый и средний бизнес.

Чего ожидать в новом году простым гражданам? Какие новые налоги будут взиматься? Как это отразится на благополучии людей? И что за «курортный» налог для всех россиян начнет действовать с 1 мая 2018 года?

Ответы на эти и многие другие вопросы – в представленной статье.

Президент выполнил обещание

image

Начнем, пожалуй, с хорошего. Напомним, Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем обращении к Федеральному собранию 4 декабря 2014 года пообещал не повышать налоги в течение четырех лет.

Формально первое лицо государства своё слово держит – роста федеральных налогов в России не отмечается.

На протяжении уже нескольких лет находятся без изменений ставки:

  • налога на добавленную стоимость (НДС);
  • налога на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налога на прибыль;
  • иных обязательных платежей и взносов в различные государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и т. д.).

Установленный размер ставок сохранится и на 2018 год.

Советуем также статью:  Дизайн московской станции «Окская» уже утвержде.

Повышение заработной платы

Кроме этого, главный законодательный орган России в настоящее время рассматривает президентский закон о поэтапном доведении размера минимальной заработной платы до суммы прожиточного минимума.

Как уже анонсировалось ранее, с нового года ожидается увеличение МРОТ почти до 9.5 тыс. рублей. Высока вероятность повышения более чем на 3% детских пособий. Соответственно возрастут и объемы налоговой выплаты по неизменной ставке 13% НДФЛ.

Сам же налог отныне не будет взиматься с разовых адресных выплат по программам социальной помощи, производимых за счет:

  • местных бюджетов;
  • бюджетов регионов России;
  • федерального бюджета;
  • внебюджетных фондов.

Хорошая новость для бизнеса

Есть приятная новость и для представителей бизнес-сообщества. С начала года всем предпринимателям, работающим по ЕНВД (по-простому «вменёнке» — упрощенной системе налогообложения, находящейся в зависимости от налоговых коэффициентов и не зависящей от прибыли),  будут возмещены расходы за онлайн-кассу.

Начиная с 1 января следующего года, государство произведет налоговый вычет средств, затраченных на приобретение и установку контрольно-кассовой техники.

Однако, необходимо учитывать:

  • касса должная быть зарегистрирована в ИФНС в период с 1 февраля 2017 года по 1 июля 2019 года;
  • размер вычета не может превышать 18 тыс. рублей за одну единицу техники.

На этом, хорошие новости, пожалуй, заканчиваются…

Ждем рост цен

Самая дурная весть. В первую очередь, потому что неминуемо коснется всех нас. С начала года возрастут государственные акцизы на соответствующие подакцизные виды товаров. Налоговым кодексом установлено 11 таковых, из которых с особой озабоченностью ожидается повышение стоимости топлива:

  • акциз на бензин с 1 января 2018 года возрастет на 10.7%;
  • акциз на дизельное топливо – на 12.7%.

Повторное повышение акцизной ставки будет произведено с 1 июля 2018 года.

К сожалению, эти перемены отразятся на кошельке каждого россиянина! Общеизвестно, что повышение стоимости топлива в конечном счете приводит к скачку цен практически на все товары и услуги.

Советуем также статью:  Новый закон о телемедицине вступил в силу 1 января 2018 года

Какой инфляции стоит ожидать нам в нынешней ситуации, предсказать очень сложно.

Еще одно малоприятное известие. Федеральными органами власти принято решение ввести некоторые новые налоги в 2018 году и увеличить финансовую нагрузку по некоторым старым.

Налог на движимое имущество

Открывает список налог на движимое имущество. В 2018 году прекращает действие льгота, ранее освобождавшая предприятия и организации от уплаты налога на определенные виды собственности.

Теперь все коммерческие юридические лица за исключением плательщиков УСН и НКВД обязаны оплачивать в бюджет установленный процент от стоимости имущества:

  • не относящегося к недвижимости (т. н. движимого имущества);
  • состоящего на балансе в качестве основных средств.

К таковым относятся автомобили, оборудование, ценные бумаги и пр.

Однако есть одно но. Изменения в налоговом законодательстве предоставят регионам возможность самостоятельно устанавливать или отменять данный налог. Кроме этого ставка не может превышать 1.1%.

Ждем решения вопроса на местах…

Увеличение ЕВНД

Вышеназванные изменения затронут в основном представителей крупного и среднего бизнеса. Однако, следующий неприятный «звоночек» раздался уже для малых предприятий.

С начала года вступают в действие новые коэффициенты по ЕНВД – или по-простому «вменёнка». Система расчета ставки достаточно сложна и зависит от ряда факторов. Но уже сейчас можно сказать, что в предстоящем году вменёнщики в среднем будут платить государству почти на 4% больше.

Этот вид налога в последний раз повышался в 2013 году.

Об ИП тоже не забыли

Государство «не забыло» об индивидуальных предпринимателях, фиксированные платежи которых в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования выросли в среднем на 15.4%.

Сумма обязательного платежа в ПФР составляет теперь 26 545 рублей (ранее – 23 тыс.), в ФФОМС – 5840 рублей (была – 4590). Если доход индивидуального предпринимателя превышает 300 тыс. рублей, дополнительно один раз в год уплачиваются страховые взносы в размере 1% от суммы превышения.

Советуем также статью:  Прогнозы экономики России на 2017 год от международных экспертов

Пересмотр налоговой нагрузки для упрощенцев

Кардинальному пересмотру подвергся список видов деятельности для пониженной ставки обязательных взносов и платежей (20% вместо 30%) с заработной платы работников.

Теперь предприятия и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут, как лишиться данной льготы, так её и приобрести.

Проведение мероприятия по реформированию данной сферы законодатель пояснил необходимостью приведения списка сообразно новым стандартам ОКВЭД-2.

Курортный сбор

Ну а как же простые граждане? Законодатель не обошел стороной и их.

С 1 мая 2018 года для физических лиц, посещающих Крым, Краснодарский, Алтайский и Ставропольский край устанавливается т. н. курортный сбор.

Размер курортного сбора с 2018 года и порядок его взимания будет определять каждый регион самостоятельно. Согласно закону, сумма сбора не может превышать 50 рублей в сутки с человека (в 2019 году – 100 рублей), а его выплата, вероятнее всего, будет осуществляться в отеле.

На несовершеннолетних, участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и России, ветеранов боевых действий, малоимущих, инвалидов I и II групп, находящихся в регионе менее 24 часов лиц, изменения законодательства не распространятся – платить новый сбор им не придется.

Краткий итог

Подводя итог, следует признать, революции в налоговой системе Российской Федерации в текущем году не произошло. Заявленные ранее первыми лицами государства намерения о стабилизации налогового режима, сохранении ключевых ставок, всесторонней поддержке малого и среднего бизнеса воплощаются в жизнь лишь формально.

Принятый Государственной думой проект изменений в налоговый кодекс призван, прежде всего, залатать существующие дыры в Федеральном бюджете.

Тем интереснее будет узнать, какие новые налоги и сборы установят власти в 2018 году или, может, наконец, поступит свежая информация о сокращении налоговой нагрузки. Поживём – увидим.

20.02.2018 image Бесплатная консультация юриста по интернету 24 часаАдвокат по жилищным вопросам в Санкт-Петербурге.Бесплатные консультации юриста по трудовым спорам.

Онлайн кассы с 1 июля 2018 года

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельным законодательным актам Российской Федерации, с 1 июля 2018 года большинство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязаны поэтапно перейти на применение в своей деятельности контрольно-кассовой техники с передачей данных о расчетах в налоговые органы.

Внимание! Данное положение касается субъектов предпринимательской деятельности, которые:

  • принимают оплату от физических лиц с помощью клиент-банка, интернет-банкинга или мобильного банкинга;
  • торгуют в розницу или оказывают услуги общественного питания, являясь организацией на едином налоге на вмененный доход;
  • продают товары через автоматы и имеют наемных работников;
  • заключили трудовые договора с наемными работниками, занятыми в оказании услуг общественного питания.

Может ли налоговая служба проверять счета россиян

Банковские учреждения уведомляют налоговые органы об открытии текущих и депозитных счетов юридическими и физическими лицами с 2014 года. В последних законодательных изменениях нет отдельных правовых норм о том, что налоговики могут проверять счета граждан Российской Федерации.

Однако это не означает, что работники фискальной службы такого права не имели вообще. И ранее, при наличии на то законных оснований, например, при наличии задолженности по уплате налоговых платежей, движение средств по счетам и вкладам было им доступно.

Так, согласно новой редакции статьи 86 Налогового кодекса РФ, еще с 1 июля 2014 года банки обязали сообщать о факте открытия и закрытия счетов физическими лицами.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Изменения в статье 86 НК РФ

В средствах массовой информации широко муссируется новость о том, что якобы с 1 июля 2018 года налоговая инспекция получит полнейший контроль над всеми счетами граждан страны, что повлечет за собой безоговорочное списание налога на доходы физических лиц при переводе денежных средств между картами физических лиц.

Имеется в виду вступление в силу неких поправок в статью 86 НК РФ, согласно которым все поступления на счет или карту гражданина будут расцениваться как полученная прибыль и соответственно подлежат обложению налогом.

Более того, некоторые СМИ заявляют, что физическим лицам самостоятельно придется подтверждать документами, что полученные ими деньги не являются доходом, в противном случае налоговики будут взыскивать налог, пени и штрафы.

Важно! Достоверность же примененных изменений заключается в следующем:

  • поправки, которые обсуждаются, вступили в законную силу давно. Так, подпункт 1.1 статьи 86, появился в Налоговом кодексе 1 сентября 2016 года;
  • обязанность банков сообщать об открытии и закрытии счетов физических лиц вообще появилась с 1 июля 2014 года, просто была прописана она в другом пункте статьи 86;
  • с 1 июля 2014 года банковские учреждения действительно обязаны направлять в налоговую по месту регистрации (прописки) физического лица выписки по его счетам. Однако не во всех случаях. А только в случае проведения камеральной проверки. Плюс необходимо письменное согласие руководителя или его заместителя, вышестоящего налогового органа;
  • сведения о движении денег по счетам граждан направляются банками также при запросе, поданном налоговой, в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Транспортный налог 2018 отменен или нет?

Таким образом, нормы закона, которыми пугают граждан недобросовестные СМИ, действуют уже фактически четыре года. И никакие изменения с 1 июля 2018 года в указанные правовые нормы налогового законодательства не вносятся.

Естественно, что налоговики все активнее интересуются доходами граждан. Соответственно, активнее начнут применяться в практике нормы статьи 86 НК. Однако до настоящего времени налоговая инспекция не имеет права на получение абсолютно всех данных по платежам физических лиц.

Посмотрите видео. Изменения Налогового кодекса в 2018 году: 

Налог по банковским картам при осуществлении перевода

На официальном сайте Федеральной налоговой службы размещена информация для граждан страны, в которой разъясняются действия службы после вступления изменений в некоторые статьи налогового законодательства:

  • налоговая инспекция не будет самостоятельно списать НДФЛ или другой налог с карточного счета физического лица;
  • в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено такое основание, как списание налога на доходы физических лиц на основании поступления денег от одного физического лица другому.

Таким образом, можно не беспокоиться. С 1 июля 2018 года обязанность уплаты налога НДФЛ при переводе денег не возникнет, так такой нормы в действующем законодательстве не существует.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рассмотрение налога на велосипед.

Налоговая служба имеет праве запрашивать у банков официальную информацию:

  • о счетах;
  • вкладах;
  • электронных кошельках граждан.

Однако только в рамках проведения проверок этих лиц. Например, гражданин подал заявку на получение вычета при покупке жилья. Однако официальных доходов он не имеет. В данном случае фискальная служба имеет все основания запросить необходимую им информацию у банка. То есть эти полномочия у них были и ранее, и никаких других им не предоставлено.

А изменения, которые коснулись статьи 86 НК, касаются следующего:

  • теперь на запрос налоговой службы банковское учреждение обязано сообщить не только об операциях по счету клиента, но и о наличии счетов, открытых в драгоценных металлах;
  • работы бухгалтеров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какой налог за сдачу квартиры в аренду в 2018 году?

С 1 июля меняется порядок налогообложения НДС для ряда товаров и услуг

С 1 июля 2018 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2018 № 466, которым утвержден перечень сырьевых товаров, которые облагаются экспортной нулевой ставкой налога.  

Для отражения в декларации по налогу на добавочную стоимость “входного” налога следует использовать перечень, приведенный в данном нормативном акте.  В нем каждая категория сырьевых товаров помечена кодами из товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Таким образом, самостоятельно их сопоставлять больше не нужно.

Посмотрите видео. Что поменялось с 1 июля 2018 года в России: 

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7-495-899-01-60

Москва, Московская область

+7-812-389-26-12

Санкт-Петербург, Ленинградская область

8-800-511-83-47

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме.Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Рост налогов для граждан, ИП и юридических лиц — привычное явление для России. Новые законы и важные изменения в законе в 2021 году затронут и налоговый кодекс. Полный перечень законов и налогов с 1 января 2021 года достаточно велик.

533просмотров

Список новых законов и налогов, которые коснутся всех граждан, постоянно растёт и вот список на 2021 год.

1. Налог на вклады в банках

Доход от накопительных и сберегательных вкладов и счетов в банке теперь будет облагаться НДФЛ по ставке 13%. Правда, доход от вкладов менее 1 000 000 ₽ налогом облагаться не будет. Но в то же время будут учитываться и суммироваться все вклады гражданина, даже если они оформлены в разных банках: если сумма их окажется 1 000 000 ₽ и выше, придётся уплачивать 13% с дохода от своих вкладов.

Уточним, что уплате подлежит налог в 13% с полученного от вкладов дохода. Сам же вклад доходом облагаться не будет.

Пример расчёта. У гражданина открыто 3 вклада в 3-х разных банках: 300 000 ₽ хранится в Сбербанке под 4% годовых, на ту же сумму вклад открыт в банке ВТБ под 5% годовых и 400 000 ₽ — в Альфа-Банке под 6% годовых. Общая сумма вкладов — 1 000 000 ₽, доход от которого облагается налогом.Выплата процентов по вкладам — в конце расчётного года.Сбербанк выплатит гражданину 12 000 ₽.Банк ВТБ — 15 000 ₽А доход от вклада в Альфа-Банке составит 24 000 ₽.Итого: с 1 000 000 ₽ годовой доход составит 51 000 ₽ — с этой суммы будет списываться 13% в качестве НДФЛ, который составит 6 630 ₽.51000-6630=44370₽ (доход за год с 1 000 000 ₽ после вычета налогов).

2. Повышение НДФЛ

С 1 января 2021 года налог на доход физических лиц с 13% вырастет до 15%. Правда, это коснётся богатых (чей доход составит от 5 000 000 ₽ в год (~417 000 ₽/мес)).

Работающие граждане всегда считали не справедливым то, что рабочий на заводе с зарплатой в 15 000 ₽ и топ-менеджер крупной фирмы или какой-нибудь чиновник платят одинаково 13% со своего дохода. Теперь же богатые станут платить чуть больше.

3. Увеличение налога на зарплату

С 1 января 2021 повышается минимальный размер оплаты труда с 12 130 ₽ (в 2020 году) до 12 392 ₽. Соответственно, и налог, и страховые выплаты с заработной платы вырастут. НДФЛ удерживается с зарплаты работника, а выплаты на обязательное медицинское страхование, социальное страхование и в Пенсионный Фонд обязан выплачивать работодатель, но не редко работодателю это не выгодно, поэтому работник работает либо вообще без трудового договора и не платит ни налоги, ни прочие отчисления, тогда может рассчитывать на зарплату чуть-чуть повыше, либо работника трудоустраивают официально, уплачивают за него все взносы, но это отражается и на итоговой зарплате работника в сторону уменьшения. Потому что ни одному работодателю, хоть он и обязан это делать, не выгодно отчислять из своего кармана работнику на его будущую пенсию.

Реальный пример из жизни. В году эдак 2010-ом я работал в очень крупной в моём городе алкогольной компании мерчендайзером и зарабатывал 13 000 ₽ (фиксированно). Очень небольшие деньги, даже по тем временам. Однако, работал официально, по трудовому договору, шёл стаж по трудовой книжке, отчислялись все положенные суммы в Пенсионный Фонд и другие фонды, и большинство работников такое устраивало.Потом устроился в другую компанию, пивную, и стал зарабатывать от 15 000 ₽ до 20 000 ₽, бывало и больше, но без трудового договора, без стажа и без отчислений. Вот вам и «уплата страховых взносов за работника — это обязанность работодателя».

4. Повышение акцизов

С 1 января 2021 года акцизы на табачную продукцию (сигареты, нюхательный, жевательный табак, табак для кальяна, вейпы и т.п.) вырастут на 20%.

Вырастут так же акцизы на топливо.

5. Налог на отдых

Туристический налог или курортный сбор уже действует для граждан, пребывающих в таких курортных регионах как Ставропольский край, Краснодарский край, республика Алтай и республика Крым, за каждые полные сутки пребывания. С 2021 года туристический налог может взыматься и другими субъектами России по решению местных властей. Налог в зависимости от сезона может меняться и не будет превышать 100 ₽ в сутки. Не имеет значения, прибыл гражданин в курортный город на отдых или в командировку: само пребываение человека в курортной местности облагается налогом. Для некоторых категорий граждан (спортсменов, прибывших на соревнование, инвалидов и малоимущих, ветеранов войн, студентов-очников до 24 лет) такой налог распространятся не будет.

6. Повышение налогов для ИП

С 1 января 2021 года повышаются налоги для предпринимателей, работающих по упрощённой системе налогообложения.

В режиме УСН доходы ставка будет повышена с 6% до 8%.

В режиме УСН доходы-расходы — с 15% до 20%.

Амурская область, Бранская область и республика Башкортостан снизили налог в режиме УСН доходы до 1-3% (реализация лекарственных препаратов, одежды и обуви), в Архангельской обрасти УСН доходы составляет 4% для любого вида деятельности; в режиме УСН доходы-расходы налог снижен до 5-7,5%.

7. Отмена ЕНВД

Единый налог на вменённый доход с 1 января 2021 года будет отменён и предпринимателям, работающим в данном режиме налогообложения, придётся переходить на другой удобный режим. ЕНВД предполагал, что налог платится в предполагаемого дохода, а не фактического.

8. Взносы для ИП

Для предпринимателей есть и хорошая новость: обязательные взносы в Пенсионный Фонд и Фонд обязательного медицинского страхования в 2021 году повышаться не будут и останутся на прежнем уровне: 32 448 ₽ в ПФР и 8426 ₽ — в ФОМС. Прежним так же останется доплата 1% в ПФР в случае, если доход предпринимателя за год превысит 300 000 ₽ (25 000 ₽/мес).

image Ведомству Даниила Егорова предстоит оценить реалистичность предложений, прозвучавших в Совете Федерации. Фото агентства «Москва»

Российские власти готовят для населения самое сильное повышение налогов в постсоветской истории. В длинном списке предложений – повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ), увеличение налога на добавленную стоимость (НДС), а также повышение собираемости налогов за счет контроля электронных переводов граждан и отслеживание стоимости их имущества. Такой план повышения налогов обсуждался в среду в Совете Федерации.

В текущем году налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ снижаются, обращают внимание в Совете Федерации (СФ). Там в ходе парламентских слушаний «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов» чиновники и ученые искали пути повышения налоговых поступлений в бюджет. Что примечательно, все предложения в основной своей массе касались граждан. Экономисты и законотворцы для наполнения бюджета предлагают следить за электронными кошельками и банковскими счетами россиян, сопоставлять стоимость имущества и доходов, а также повышать ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) с 13% для тех, кто зарабатывает свыше 50 тыс. руб. в месяц.

В текущем году доходы федерального бюджета существенно снизились, заметил в среду глава бюджетного комитета СФ Анатолий Артамонов в ходе слушаний на тему «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ». «Вы знаете, в каких условиях оказались бюджеты субъектов РФ? За прошедший период 2020 года их налоговые доходы сократились на 4,5% по сравнению с 2019 годом. Сильнее всего падение идет по налогу на прибыль – около 14%. С доходами федерального бюджета еще хуже, они снизились почти на 15%», – сказал сенатор, отметив, что при таком падении поступлений в бюджеты необходим поиск новых доходных источников.

Он также обращает внимание на рост налоговых расходов. «Согласно основным направлениям налоговой политики на 2021–2023 годы, налоговые расходы, под которыми понимаются выпадающие доходы бюджетов из-за предоставления налоговых льгот, увеличатся в 2021 году на 7% по сравнению с текущим годом и составят 4,3 трлн руб.», – сообщил сенатор, указывая на необходимость отмены неэффективных льгот.

Несмотря на общее снижение, поступления по отдельным налогам увеличиваются. Так, в Федеральной налоговой службе (ФНС) обещают, что по итогам года поступления НДФЛ в бюджетную систему РФ по итогам 2020 года будут на 5–6% выше, чем в докризисном 2019 году. Об этом в ходе парламентских слушаний сообщил замглавы ФНС Дмитрий Вольвач. Чиновник также полагает, что по итогам года поступления налога на добавленную стоимость (НДС) в федеральный бюджет окажутся на уровне 2019 года. Поступления от нашумевшего так называемого налога на самозанятых по итогам года составят 2–2,5 млрд руб. Такую оценку в среду дал замминистра финансов РФ Алексей Сазанов. По итогам прошлого года поступления составили около 1,7 млрд руб.

«Это (налоговый режим для самозанятых. – «НГ») и борьба с теневой занятостью, поскольку подавляющее большинство самозанятых лиц в настоящее время впервые встали на учет в налоговых органах и стали платить налоги», – сказал Сазонов. Впрочем, сложно назвать победой над теневой занятостью дополнительные 300 млн руб. в бюджет.

Снижение налоговых поступлений в казну заставляет искать новые источники пополнения бюджета. Собственно, это и стало темой прошедших в среду парламентских слушаний. В частности, в аналитическом управлении аппарата СФ, представившем свои предложения на слушания, советуют «усилить налоговый контроль в отношении недобросовестных налогоплательщиков, намеренно скрывающих налоговую базу по НДФЛ». Особенно его предлагается усилить для тех, кто совершает сделки в социальных сетях, и тех, кто не регистрируется в качестве самозанятого.

Кроме того, как следует из документа, предлагается несколько направлений повышения поступлений по НДФЛ. Во-первых, следует заняться анализом банковских выписок и содержания электронных кошельков физлиц «с целью выявления доходов, полученных от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, по которым не задекларирован доход и не уплачен налог». Во-вторых, предлагается сопоставлять доходы граждан и их расходы «в части превышения стоимости зарегистрированных на них объектов недвижимого имущества и транспортных средств над задекларированным доходом за последние три года». То есть предлагается сравнивать движимое и недвижимое имущество владельцев с их официальными доходами.

image

Еще одно предложение от аппарата СФ – трансформировать курортный сбор в туристический сбор и распространить его на всю территорию страны. Кроме того, наделить субъекты РФ правом самостоятельного решения о введении такого налога. Как сообщается, это целесообразно «в целях развития туристской инфраструктуры и расширения налоговой базы». Довольно похвальное решение с учетом того, что отрасль терпит убытки из-за коронакризиса, а российское население продолжает беднеть.

Подобные предложения звучат в целом удивительно с учетом того, что в том же документе также отмечается, что «в России повышение государственных расходов при одновременном увеличении налоговой нагрузки тормозит экономический рост». «Прошлый мировой кризис показал, что наиболее быстрое восстановление темпов роста экономики было достигнуто в тех странах, где налоговая нагрузка в кризисные периоды снижалась», – замечают в аппарате СФ.

Свои предложения по увеличению налоговых поступлений представило и научное сообщество. К примеру, руководитель департамента общественных финансов Финансового университета при правительстве Светлана Солянникова предлагает расширить перечень подакцизных товаров. Она советует включить туда предметы роскоши. «Применительно к российской действительности в качестве предметов роскоши, облагаемых акцизами, можно рассматривать как ювелирные изделия, изделия из натурального меха и натуральной кожи, так и дорогостоящие часы, обувь, одежду, телефоны, бытовую технику, электронику класса Luxure, предметы антиквариата», – перечисляет она.

Еще одно предложение ученых из Финансового университета – налогообложение трансграничных переводов физлиц. По данным Центробанка, в нашей стране наблюдается отрицательное сальдо по трансграничным переводам физлиц. «Суммы перечислений из РФ превышают суммы поступлений в РФ», – поясняет Солянникова. «В этой связи представляется экономически обоснованным налогообложение данных переводов, поскольку комиссию за переводы получает только коммерческий банк либо платежные системы, осуществляющие операции. Налогоплательщиками будут физлица, осуществляющие трансграничные переводы из России, налоговая база может рассчитываться как сумма перечислений, налоговые ставки – до 0,1%, дифференцированные в зависимости от страны, куда осуществляется перевод», – рассказывает экономист, полагая, что поступления от такого сбора превысят 603 млн руб. в квартал.

Солянникова также видит необходимость в увеличении на 1–1,5% ставки НДС на 2022–2025 годы. По ее мнению, повышение ставки должно иметь «определенный период действия», а именно – на время ликвидации последствий коронакризиса и восстановления устойчивых темпов экономического роста. Кроме того, продолжает она, необходима также оптимизация оснований для применения пониженной ставки НДС, в частности, сокращение перечня продовольственных товаров, облагаемых по пониженной ставке, до продуктов первой необходимости.

В то же время ученый подчеркивает: «В настоящее время отсутствуют условия для существенного увеличения налоговых доходов бюджетов без ущерба для экономики страны. Критерием при определении новых источников налоговых доходов бюджетов должно стать минимальное негативное влияние на темпы экономического роста и реальные доходы населения».

В Институте экономики РАН в рамках предложений по поиску дополнительных источников налоговых доходов предлагают менять режимы налогообложения ключевых фискальных сборов РФ, а также «введение новых налогов, нацеленных на привлечение к налогообложению имеющихся в экономике доходов, которые пока активно не задействованы в этом процессе».

В частности, по НДФЛ необходимо вернуться к вопросу о переходе к прогрессивному налогообложению доходов физлиц для большей части налогоплательщиков, говорят ученые.

К примеру, предлагают экономисты, ставка 13% будет применяться к годовым облагаемым доходам до 600 тыс. руб., ставка в 15% к доходам в интервале 600 тыс. руб. – 3 млн руб., ставка 20% – к доходам в интервале 3–5 млн руб. и ставка 25% к доходам, превышающим 5 млн руб. «При этом необходимо применение данной шкалы по принципу глобального дохода с включением в него доходов налогоплательщика, полученных из всех источников», – подчеркивают в Институте экономики, полагая, что эта мера позволит привлечь к налогообложению «высокодоходные категории населения». Заметим, эта мера предполагает повышение НДФЛ до 15% для тех, кто получает свыше 50 тыс. руб. в месяц.

Собираемость налогов в России постепенно растет. «За пять лет поступления в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды выросли на 39%», – обращает внимание директор Института экономики роста им. Столыпина Анастасия Алехнович. Ключевая задача в рамках роста собираемости налогов – не повышать налоговую нагрузку на бизнес, а напротив, обеспечить ее снижение и стимулировать предприятия к «обелению», продолжает она. «В условиях кризиса, в том числе в целях сохранения налоговой базы, в большинстве стран начали применять пониженные ставки по налогам», – говорит Алехнович. 

Из-за сложностей с наполняемостью бюджета вполне ожидаемо появление предложений, направленных на повышение фискальной составляющей нашей налоговой системы, замечает общественный омбудсмен по налогам Михаил Орлов. «Надо понимать, что предложения, связанные с изменением налогового законодательства, особенно в части повышения налоговых сборов, могут нанести ущерб экономике, восстанавливающийся после пандемии», — указывает он.

Эксперт сомневается в эффективности предложений ученых по развитию прогрессивной шкалы налогообложения. «Все нацелено на то, чтобы платить свыше сегодняшних 13% стали не только богатые с доходом более 5 млн рублей в год, но и так называемый средний класс, чьи доходы составляют от 600 тыс. до 5 млн рублей в год. Это может привести к росту «серых» и «черных» зарплат, дальнейшему падению доходов, сокращению покупательской способности населения и повышению расходов на администрирование этого процесса», — считает Орлов, полагая, что большинство предложений больше носят популистский характер. Поиски новых источников бюджетных доходов в целом оправданы. «Вместо запланированного профицита в 1%, в текущем году дефицит бюджета может достигнуть 4,4% из-за кризиса и снижения нефтяных котировок», — обращает внимание первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «В условиях падения цены нефти элитам приходится искать новые источники пополнения бюджета, и на этом фоне повышение собираемости доходов физлиц видится логичным, правда, может нарушить десятилетиями формировавшийся негласный консенсус между элитами и гражданами: сверхдоходы и сверхрасходы элит прежде не подвергались проверке, равно как и микродоходы и микрорасходы граждан обычно оставались в тени», — отмечает член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов. Большинство предложений со стороны Совета Федерации в нынешних условиях выглядят сомнительными и противоречат логике налоговой системы, направленной на консолидацию доходов в федеральной казне, считает шеф-аналитик ТелеТрейд Петр Пушкарев. «Что касается анализа банковских выписок и содержания электронных кошельков граждан с целью выявления дополнительных источников доходов, то на мой взгляд подобные объемы данных вряд ли могут быть адекватно обработаны. К тому же не понятны основания, на которых эти данные должны предоставляться, как будет учитываться налогооблагаемая база», — рассуждает он. В свою очередь, повышение НДС ударит по всей цепочке товарооборота и услуг. «Соответственно на планах властей по восстановлению экономического роста можно будет забыть в ближайшие пять лет», — резюмирует Пушкарев. Между тем, в пресс-службе Министерства финансов РФ сообщили «НГ», что сейчас в ведомстве не рассматривается вопрос дополнительного повышения налоговой нагрузки. «Парламентские слушания «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов» проходят ежегодно в рамках бюджетного процесса, и включают в себя в том числе дискуссию экспертного сообщества и обсуждение различных предложений», — отмечает пресс-служба Минфина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: