Поправки в ПБУ 1/2008: какие изменения нужно учесть при формировании учетной политики на 2018 год

утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н

I. Общие положения

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

  • в части формирования учетной политики — на все организации;
  • в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
  • aктивы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно — распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.
  • Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.
  • Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

18. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованию, приведенному в пункте 17 настоящего Положения.

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

  • причину изменения учетной политики;
  • содержание изменения учетной политики;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
  • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

25. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Роль и основы формирования учетной политики в учете

Все организации как большие, так и малые обязаны иметь Учетную политику, составленную в соответствии с законодательством. В связи с различными изменениями, в 2021 году это является особенно важным для любого предприятия.

image Определение учетной политики

Поэтому, можно сказать, что учетная политика — это одна из важнейших составляющих любого предприятия.

Порядок формирования учетной политики организации на 2021 год утвержден приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету», соответствующее положение «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)».

Общие положения по сравнению с 2021 годом были сильно изменены. По-прежнему все организации обязаны формировать учетную политику. Но если раньше, эта обязанность была главного бухгалтера, то сейчас это можно возложить на любое лицо на предприятии, которое ведёт бухгалтерский учёт.

Читайте также:  Комиссия по основным средствам (оформляем приказ на ее создание)

ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ:

В 2021 году необходимо внести существенные изменения, в учетную политику в области учета запасов. В частности, пункт «Учет материально-производственных запасов», необходимо изложить в следующем виде:

1. В соответствии с п.3. ч.1 ФСБУ 5/2019 к запасам принимаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.

2. Учет материально-производственных запасов в организации ведется в соответствии с ФСБУ 5/2019.

3. Оценка при признании. Запасы организации признаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости

Оценка после признания. Запасы организации, оцениваются на отчетную дату по наименьшей из следующих величин:

а) фактическая себестоимость запасов;

б) чистая стоимость продажи запасов.

4. При отпуске запасов в производство, отгрузке готовой продукции, товаров покупателю, списании запасов, себестоимость запасов в организации рассчитывается по себестоимости каждой единицы.

Такая регламентация пункта «Учет материально-производственных запасов», позволит организациям привести свою учетную политику в соответствие с действующим законодательством.

Основные положения налогового учета при ОСНО

Бухгалтерский и налоговый учет в России различаются, поэтому в политике нужно отразить и основные положения по налогам. Рассмотрим основные моменты для бизнеса на ОСНО.

НДС

  • Укажите в этом разделе момент определения налоговой базы при получении предоплаты — в день отгрузки или в день получения оплаты. Выбранный момент может распространяться как на все операции в целом, так и на отдельные. Это тоже закрепляйте в учетной политике.Отразите информацию о раздельном учете НДС, если налогом облагаются не все операции или вы совмещаете два налоговых режима.
  • Определитесь с применением “5%-го правила”. Отказаться от раздельного учета НДС можно, когда доля расходов по операциям, не облагаемым НДС, составляет не более 5% от общей суммы доходов. При применении этого правила откройте отдельный субсчет для учета НДС, отдельный регистр или самостоятельно разработайте свой вариант разделения.
  • Определите базу, пропорционально которой будут распределяться общехозяйственные расходы. Это может быть выручка, прямые расходы или ваш собственный вариант.
  • Определите период для расчета НДС к вычету — месяц или квартал. Если вы формируете информацию о деятельности ежемесячно, предпочтителен ежемесячный вариант, иначе — квартальный.

Налог на прибыль

Если вы работаете на ОСНО, вы платите налог на прибыль, порядок расчета которого также нужно отразить в политике.

  • Укажите в каких регистрах собирается информация по налогу — в налоговых или в бухгалтерских с дополнительными реквизитами.
  • Выберите отчетный период — месяц или квартал.
  • Выберите базу распределения доли прибыли подразделения, если у вас есть филиалы. На выбор предложено 2 базы: ½ доли филиала в общей среднесписочной численности работников + ½ доли обособленного подразделения в общей остаточной стоимости амортизируемого имущества;
  • ½ доли филиала в общем фонде оплаты труда + ½ доли обособленного подразделения в общей остаточной стоимости амортизируемого имущества.

Ставка налога на прибыль — 20%. 3% предназначено для федерального бюджета, а 17% для регионального. Выбранная база отвечает за то, какая сумма налога подлежит уплате в бюджет региона.

Налог на имущество

Владельцы имущества разных категорий определяют налоговую базу по каждой из них. Как правило, такая необходимость появляется, если имущество расположено в разных субъектах РФ. Для целей налогового учета нужно выбрать, как вести раздельный учет: на специальных налоговых регистрах, отдельных субсчетах или иным способом.

Учет доходов и расходов

Выберите метод признания. Большинство организаций используют метод начисления. Кассовый метод доступен не всем организациям — п. 1 ст. 273 НК РФ. Производственные компании с длинным технологическим циклом могут выбрать, как распределять доходы по отчетным периодам:

Читайте также:  Основы делопроизводства и документооборота для новичков

  • пропорционально затратам;
  • равными долями по количеству периодов;
  • любым иным обоснованным способом.

Также придется решить вопросы по НИОКР, уступке прав требований и доходов от аренды. Например, доходы от аренды можно признавать как доходы от реализации, так и внереализационными — зависит от деятельности компании. Расходы на НИОКР списывают в разряд прочих расходов или в стоимость нематериальных активов.

Прямые и косвенные расходы

Утвердите перечень расходов, который в идеале будет идентичен перечню для бухучета. Выберите метод распределения расходов на незавершенное производство. Расходы, которые не могут быть отнесены на конкретный вид продукции, должны быть распределены согласно выбранной базы. Обозначьте эту базу в учетной политике.

Учет ТМЦ

Определитесь, как будет формироваться их стоимость — с учетом дополнительных расходов на приобретение или без них. Обозначьте расходы, которые будут включаться в стоимость приобретения.

Выберите метод оценки при реализации: по себестоимости единицы, по методу ФИФО, по средней стоимости. Аналогичные методы предложены при списании товаров.

Амортизация

Для целей налогообложения амортизация начисляется только линейным и нелинейным методом. Также НК РФ предусмотрел “амортизационные премии” — единовременное списание части стоимости имущества. Допускается применение ускоряющих и замедляющих коэффициентов. Все это вы должны отразить в УП.

Важно! Если порядок амортизации в бухучете отличается от налогового — между ними возникают разницы. Они значительно усложняют жизнь не профессиональным бухгалтерам.

Учетная политика — важный документ. Она нужна не только для того, чтобы показывать ее налоговикам, когда они приходят с проверкой. В первую очередь, политика помогает вам стандартизировать ведение учета. Во-вторую, при профессиональном подходе — чтобы сэкономить на налогах. В облачном сервисе Контур.Бухгалтерия уже есть варианты учетной политики для разных режимов налогообложения и их совмещения. Вам не придется продумывать и утверждать учетную политику — наши специалисты уже сделали это за вас. Первые 14 дней пользования предоставляются бесплатно всем желающим.

Что должна содержать учетная политика в 2021 году?

Обязательно в учетной политике надо утверждать следующие пункты:

— рабочий план счетов предприятия;

— формы первичных документов и других регистров;

— порядок проведения инвентаризации;

— способы оценки обязательств и активов;

— контроль за хозяйственными операциями.

Также организация вправе вносить и другие пункты, которые для нее важны.

image Элементы учетной политики

Читайте также:  Разборка ОКФС 16 – что это за код и в чем его важность?

Все вновь появившиеся изменения необходимо вносить в Учетную политику не позднее 31 декабря 2021 года, самостоятельно или с помощью специальной программы «Консультант Плюс».

Учетная политика начинает действовать с 1 января 2021 года. Организация, только что созданная, должна разработать и утвердить свою политику в течение 90 дней после того, как была зарегистрирована.

Если головная организация имеет дочерние предприятия и другие подразделения, то она должны использовать свою учетную политику для всех. Для каждых обособленных подразделений учетная политика не составляется!!!

Предприятие вправе изменить свою учетную политику, если были найдены новые способы ведения учета, если законодательство претерпело изменение, а также реорганизация предприятия или же смена вида деятельности.

Новая учетная политика начинает действовать сначала года, следующего за отчетным, но по закону можно и в текущем 2021 году при определенных условиях.

Чем регламентируется упрощённый бухучёт

Особенности ведения бухучёта упрощёнными способами приведены в рекомендациях в области бухучёта.

  1. «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства», утверждённые приказом Минфина № 64н от 21.12.1998. Применяют в части, не противоречащей закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
  2. «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта», разработанные НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».

При упрощённом бухучёте можно не применять некоторые ПБУ и ФСБУ или их отдельные положения, например:

  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;
  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
  • ФСБУ 5/2019 «Запасы» — можно не применять микропредприятиям, то есть организациям с годовым доходом до 120 млн руб. и среднесписочной численностью работников не более 15 чел.;
  • ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (вступает в силу с 1 января 2022 года, но разрешено применять его с 2021 г.) — можно не принимать во внимание отдельные положения стандарта.

Учетная политика 2021 — образец

1. Учетная политика (общий шаблон для всех предприятий)

2. Учетная политика торговой организации

3. Учетная политика управляющей компании

4. Учетная политика сельскохозяйственного предприятия

5. Учетная политика для целей налогового учета

5.

Пояснительная записка и Учетная политика организации

Организации, которые публикуют свою отчетность, в соответствии с ПБУ 1/2008 должны указывать способы ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке. В этой записке должны содержаться следующая информация:

— способы начисления амортизации

— методы оценки МПЗ, товаров, готовой продукции

— способы признания выручки от различных видов деятельности.

Если же предприятие внесло каких-либо поправки в учетную политику, то в пояснительной записке оно обязано указать причину этих изменений, их содержание и отражение последствий, а также применение новых нормативных актов.

Также в пояснительной записке должны указываться оценочные значения, к которым, согласно ПБУ 21/2008, относятся:

  • размер оценочных резервов, которые создало предприятие
  • сроки полезного использования.

Можно заметить, что изменения в ПБУ всё дальше отдаляют бухгалтерский и налоговый учёт друг от друга, так как НК РФ строго определяет формирование резерва по сомнительным долгам и запрещает изменять сроки полезного использования.

Роль приказа

Приказ об утверждении учетной политики предприятия, являясь своего рода связкой между законодательством РФ по бухгалтерскому и налоговому учету и нормативно-правовыми актами компании, нужен для внутреннего использования.

Приказ обязывает все подразделения компании, независимо от их местонахождения, исполнять правила учетной политики, а также назначает ответственных по контролю за этим лиц.

Приказ пишет обычно секретарь организации, он же отдает его на подпись директору.

Организационные аспекты учетной политики

Здесь должна отражаться информация в первую очередь об отчетном году. Для всех организаций это период с 1 января по 31 декабря.

Организационный порядок бухгалтерской службы. Этот порядок предприятие устанавливает самостоятельно.

Читайте также:  Как рассчитать объем реализации продукции

Если на предприятии учет ведет главный бухгалтер или уполномоченное на то лицо, то именно этот человек и несет ответственность за организацию бухгалтерского учета и ведения учетной политики.

В основном организации не серьезно относятся к формированию плана счетов, что в последствии ведет к серьезным проблемам.

При необходимости предприятие может изменить план счетов, а также включить или же, наоборот, убрать субсчета.

По закону организации должны использовать первичные документы, формы которых предусмотрены в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации,при разработки которых предусматривается наличие следующих данных:

  • наименование документа
  • код формы
  • дата составления
  • наименование организации, составившей документ
  • содержание хозяйственных операций
  • измерители хозяйственных операций в денежных и натуральных измерителях
  • список должностных лиц
  • подписи сторон.

Обратите внимание. На сегодняшний день допускается создание собственных бланков первичных документов!!!

Также организация должна утвердить регистры бухгалтерского учета, которые необходимы для накопления информации, отражающейся в первичных документов для ведения бухгалтерского учета.

Обязанность следить за правильностью составления регистров лежит на лице, составившее и подписавшее их. Эти лица обязаны хранить государственную и коммерческую тайны.

График документооборота тоже предусматривается в учетной политике. Обязанность по его составлению лежит на главном бухгалтере.

В соответствии с п.33 Положения поведению бухгалтерского учета отчетность должна включать показатели деятельности филиалов и подразделений данной организации. Но законом не предусмотрены формы и сроки представления отчетности обособленных подразделений, так что это нужно обязательно указать в учетной политики головной организации.

Помимо всего прочего в учетной политике прописываются способы представления отчетности. Организации сама выбирает, как представлять ей отчетность: в электронном виде или на бумажных носителях.

Читайте также: Характеристика учетной политики торгового предприятия

Документ

от 18.06.2021

Цены размещения, накопленный купонный доход и доходности к погашению выпуска ОФЗ-н № 53007RMFS

Размещаемый в настоящее время выпуск ОФЗ-н

Дата публикации:
18.06.2021
Дата изменения:
18.06.2021

Скачатьdocx, 32.37 кБпосмотреть

Документ

от 18.06.2021

Калькулятор расчета стоимости приобретаемых ОФЗ-н выпуска № 53007RMFS

Размещаемый в настоящее время выпуск ОФЗ-н

Дата публикации:
18.06.2021
Дата изменения:
18.06.2021

Скачатьxls, 136.5 кБпосмотреть

Приказ Минфина России

от 11.06.2021№ 82н

Приказ Минфина России от 11.06.2021 № 82н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н «О…

Находится на регистрации в Минюсте России

Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного…

Дата публикации:
17.06.2021
Дата изменения:
17.06.2021

Скачатьpdf, 323.82 кБпосмотреть

Приказ Минфина России

от 11.06.2021№ 81н

Приказ Минфина России от 11.06.2021 № 81н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартал…

Находится на регистрации в Минюсте России

Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного…

Дата публикации:
17.06.2021
Дата изменения:
17.06.2021

Скачатьpdf, 231.37 кБпосмотреть

Информационное сообщение

Информационное сообщение о заседании Совета по аудиторской деятельности

2021

Дата публикации:
17.06.2021
Дата изменения:
17.06.2021

Скачатьdocx, 17.87 кБпосмотреть

Постановление Правительства Российской Федерации

от 14.06.2021№ 907

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2021 № 907 «О внесении изменения в пункт 4 Правил формирования, ведения и утверждения федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг, не включенных в общеросси…

Перечни (классификаторы) государственных и муниципальных…

Дата публикации:
16.06.2021
Дата изменения:
16.06.2021

Скачатьpdf, 78.12 кБпосмотреть

Документ

от 16.06.2021

Информация о выплате купонного дохода 16 июня 2021 года

Платежи

Дата публикации:
16.06.2021
Дата изменения:
16.06.2021

Скачатьdoc, 29.5 кБпосмотреть

Документ

Банки, удовлетворяющие требованиям, установленным пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (с учетом данных Банка России, представленных 16.06.2021)

Перечень банков, которые вправе выдавать банковские…

Дата публикации:
16.06.2021
Дата изменения:
16.06.2021

Скачатьxlsx, 34.34 кБпосмотреть

Документ

О результатах размещения ОФЗ выпуска № 26239RMFS на аукционе 16 июня 2021 г.

Аукционы

Дата публикации:
16.06.2021
Дата изменения:
16.06.2021

Скачатьdoc, 12.45 кБпосмотреть

Документ

от 01.06.2021

Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований

Государственный долг субъектов Российской Федерации и…

Дата публикации:
16.06.2021
Дата изменения:
16.06.2021

Скачатьxlsx, 22.55 кБпосмотреть

Документ

от 01.06.2021

Номинальная сумма долга по ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 1 июня 2021 г.

Номинальная сумма долга по ценным бумагам субъектов…

Дата публикации:
16.06.2021
Дата изменения:
16.06.2021

Скачатьxlsx, 28.38 кБпосмотреть

Документ

от 01.06.2021

Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 1 июня 2021 г.

2021 год (ежемесячные данные с 01.02.2021 по текущую…

Дата публикации:
16.06.2021
Дата изменения:
16.06.2021

Скачатьxlsx, 34.27 кБпосмотреть

Бухгалтерский учет — это не только документальная запись хозяйственных и финансовых действий экономического субъекта, но и целая система организации отношений между партнерами, внутренними подразделениями фирмы, с внешними субъектами — органами власти, судебными инстанциями, потенциальными клиентами и инвесторами.

Компетентный специалист, просмотрев данные бухгалтерии фирмы, может выразить мнение не только о фактическом положении бизнеса, но и об уровне квалификации бухгалтеров этого предприятия.

Бухгалтерские документы — это своеобразное «лицо» фирмы при удаленном контакте.

Поэтому важно правильное ведение структурированного учета — соблюдение законодательства, использование допустимых эффективных мер оптимизации, четко систематизированный документооборот.

Положения

Помимо Федерального Закона «О бухгалтерском учете» №402 и нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, к основам бухгалтерии относятся национальные стандарты по бухгалтерскому учету — Положения.

В настоящее время общее число ПБУ составляет 24, каждый из которых раскрывает особенности той или иной сферы бухгалтерии:

  • учетная политика;
  • движение денежных средств;
  • отчетность;
  • сведения о МПЗ;
  • сведения об основных средствах;
  • доходы;
  • расходы;
  • сведения о нематериальных активах;
  • и др.

Доступ к положениям свободный.

Виды

Учетная политика — это руководство для бухгалтерии предприятия о выбранных методах учета и расчета и обоснование перед фискальными органами тех или иных сведений подаваемых отчетов.

В силу многосторонних функций документа в него включаются нормы ведения не только бухгалтерского учета, но и налогового.

Смысловая разница между этими формами учета состоит в предназначении данных по их результатам. Бухгалтерские сведения служат для стандартного отражения деятельности предприятия, а налоговые — исключительно для исчисления налогов.

В практике встречается совмещение в одном документе разделов — по каждому виду учета. А также распространено принятие отдельных Приказов — об учетной политике в целях бухгалтерского учета и об учетной политике в целях налогообложения.

ПБУ 1/2008 содержит общие требования к Приказу, их необходимо дополнить требованиями Налогового кодекса РФ.

Содержание

Стандарт состоит из 4 разделов:

  • общие сведения;
  • правила формирования учетной политики;
  • порядок изменения учетной политики;
  • представление сведений учетной политики.

Однако содержание учетной политики вбирает нормы многих других ПБУ, НПА органов власти, судебной практики, налогового законодательства.

Общие сведения

ПБУ распространяет действие на все российские предприятия, кроме кредитных и государственных учреждений.

Кредитными предприятиями считаются те организации, которые в качестве основной экономической деятельности выполняют банковские операции по лицензии Центробанка России, — банки и небанковские кредитные учреждения.

ПБУ дает свое определение учетной политике — это комплекс методов ведения бухгалтерского учета, среди них:

  • обработка сведений;
  • создание и заполнение регистров;
  • инвентаризация;
  • работа с бухгалтерскими счетами;
  • учет, организационное распределение записей о хозяйственных и финансовых действиях и пр.

Зарубежные организации, действующие в России через представительства и филиалы, вправе применять к своим подразделениям национальные стандарты учета либо использовать российское ПБУ.

Разработка и утверждение

Формирование учетной политики возлагается на компетентное лицо. В лучшем случае это главный бухгалтер или бухгалтер. При отсутствии таковых — иной ответственный работник.

Утвердить разработанный документ об УП может только руководитель предприятия или ИП. Индивидуальные предприниматели могут вести бухгалтерский учет по своему желанию, но на законодательном уровне освобождены от него.

Алгоритм действий:

  1. Составить план будущего учета — провести анализ расходов и доходов, распределение их по видам деятельности, разработка методики списания издержек на ту или иную деятельность с учетом требований и рекомендаций законодательства.
  2. «Примерить» план на действующую систему учета — проверка плана счетов на наличие всех необходимых пунктов, анализ имеющихся инструментов для ведения раздельного учета.
  3. Фактическое применение плана — включение в учетную политику, создание новых регистров.

При разработке учетной политики необходимо обеспечить в организации бухгалтерского и налогового учета:

  • своевременность отражения сведений;
  • полноценность информации;
  • готовность к ситуации, когда расходов будет больше, чем прогнозировалось;
  • предпочтение отражения сущности хозяйственной и финансовой деятельности над оформлением этого отражения;
  • рациональное осуществление бухгалтерского учета;
  • соответствие между синтетическими и аналитическими данными.

Разработанную учетную политику требуется привести в вид административного документа — Приказа или Распоряжения, который вступит в действие с началом следующего года.

Отличия

Прежде в вопросе учетной политики действовало положение 1/2008 1994 года, содержащееся в Приказе Минфина №100. Затем в ходе реформы бухгалтерского учета и приближения национальных стандартов к международным нормам было принято новое ПБУ 1998 года — 1/98.

Сегодня учетной политике посвящено ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Министерства финансов России в 2008 году вместе с ПБУ об изменениях оценочных значений.

Документ регламентирует порядок и правила разработки внутреннего положения об учетной политике, его утверждения и ведения.

Несмотря на перечисленные реформы последнее Положение сохранило ряд первоначальных норм, которые законодатель посчитал неоспоримыми.

Так, не подверглись правкам следующие пункты:

  • деятельность предприятия считается непрерывной, т.е. считается, что предприятие не намеревается прекращать работу и будет продолжать хозяйственную деятельность в дальнейшем и, как следствие, исполнять долговые обязательства;
  • разделение активов и пассивов предприятия и активов и пассивов владельца этого предприятия, а также активов и пассивов других предприятий;
  • использование принятой и утвержденной учетной политики последовательно, период за периодом;
  • все хозяйственные операции привязываются ко времени осуществления и не зависят от их документального или денежного сопровождения.

Последнее ПБУ не изменило критериев качества сведений, добавив к ним лишь параметр своевременности.

Нововведения

Что касается ПБУ 1/2008, то последняя редакция стандарта датируется 2015 годом, а за последние полтора года новшества в документ не вносились. Однако, все изменения в бухгалтерском учете находят отражение в учетной политике хозяйствующих субъектов.

В самом ПБУ указано, что в учетную политику вносятся поправки в трех случаях:

  • новое законодательство;
  • перемены в хозяйственной деятельность предприятия — изменение вида деятельности, расширение масштабов производства, реорганизация и пр.;
  • выбор новых, более достоверно отражающих сведения, способов учета.

Изменения действуют с нового отчетного периода, если причины поправок не требуют более раннего введения в силу.

Как составить

Стандартный документ об УП, как говорилось, состоит из двух частей — политика в целях бухгалтерского учета и политика в целях налогового учета.

Причина такого совмещения в требованиях Налогового кодекса России и существенных отличиях между двумя формами учета, которые давно планируется устранить, но пока в этом направлении прогресс невелик.

Допустимо формирование и отдельных документов УП по каждому учету.

Какие пункты содержит УП для бухгалтерии:

  • формы отчетности, учетных регистров и первичных документов, бланки отчетов для личного пользования внутри предприятия;
  • план счетов, необходимых для ведения бухгалтерии, включая счета аналитические, синтетические и субсчета;
  • методы оценки;
  • положение об инвентаризации материальных и нематериальных объектов, ее правила и порядок;
  • порядок и методы проверки за осуществляемые финансово-хозяйственными операциями;
  • методология работы с учетными сведениями и требования к документообороту;
  • прочие положения.

В части налогового учета сложнее сформулировать политику, поскольку в налоговом законодательстве нет четких указаний и рекомендаций по этому вопросу. Как правило, при составлении этого раздела бухгалтеры берут в качестве основы уже разработанную политику по бухучету с соблюдением требований законодательства о налогах и сборах.

Налоговый учет — это комплекс правомерных методов расчета доходов и расходов и связанных с ними других параметров, необходимых для налогообложения.

Какие разделы включаются в УП для налогового учета:

  • уплачиваемые налоги;
  • методы определения расходов и доходов, способ начисления амортизации, момент определения операций и другие особенности по каждому отдельному налогу;
  • наличие или отсутствие раздельного учета — перечень общехозяйственных расходов и методы их распределения между налоговыми режимами;
  • формы отчетности.

Законодатель не предъявляет требований к виду документа об учетной политике. Его форму выбирает или разрабатывает сам руководитель предприятия либо бухгалтерия, но документ должен быть оформлен как Распоряжение или Приказ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: