Правила учета арендованных основных средств у арендатора – проводки при аренде ОС, амортизация, ремонт

Любые объекты, находящиеся на балансе населенного пункта могут сдаваться в аренду. При этом есть тонкости в мероприятиях до заключения договора, установленные обязательства каждой из сторон. После окончания срока его действия, сделка продлевается, но с учетом требований.

Аренда муниципального помещения

Согласно Федерального закона №135, муниципальные органы имеют право сдать находящееся на балансе недвижимое имущество в наем на определенный срок. Аренда муниципальных нежилых помещений предоставляется физическим и юридическим лицам. В каждом случае имеются нюансы и требования, с которыми важно ознакомиться. Недвижимость может иметь различные цели использования:image

  • Офисы.
  • Площади для торговли.
  • Объекты для производства.
  • Склады.

Арендодателем выступает только администрация по месту расположения недвижимости. Муниципальные помещения сдаваемые в аренду находятся на балансе региона, а не в частной собственности. Порядок, который закреплен на законодательном уровне, в любом случае соблюдается. Речь идет про торги.

Как арендовать муниципальное помещение

Муниципальная аренда помещения осуществляется только в случае, если пройдена точная процедура, включающая несколько этапов:

  1. Заявка на аукцион. Это торги, где могут принимать участие не только индивидуальные предприниматели под видом физических лиц, но и различные компании, учредители. Достаточно подать соответствующей формы заявления. В качестве объектов может выступать только та недвижимость, которая выставлена на аукцион. Об этом объявляется на сайте администрации, посредством средств массовой информации.
  2. Каждый из участников проходит процедуру регистрации, после чего ему отправляется уведомление, когда и куда следует прибыть, чтобы завершить такую процедуру, как аренда муниципальных помещений. Это осуществляется посредством контактного номера телефона, отправки сообщения на электронную почту, другими возможными способами, которые отображены в заявке.
  3. Непосредственное проведение торгов. Исходя из базовой стоимости лота, все участники делают ставки и тем самым повышают сумму по будущему договору. Кто сможет предложить максимальный размер, отправится на заключение сделки с администрацией. Здесь уже предоставляется полный перечень документов, включая квитанцию о совершении платежа.Торги не будут проведены, когда имеется только один претендент на нежилой объект. Именно с ним и заключается сделка.

Каждый претендент на найм недвижимого имущества производит оплату залога, который является вступительным взносом. Его размер будет зависеть от ситуации и чаще всего составляет 10-15% от первоначальной суммы выставленного помещения. 

image

Схема аренды муниципальных помещений без торгов

Как продлить договор аренды муниципального помещения

Важно знать нюансы, которые относятся к процессу продления договора найма нежилого помещения. С этим сталкиваются практически все арендаторы, осуществляющие свою деятельность продолжительное время. Повторные торги являются не обязательным пунктом. Этим можно воспользоваться только тогда, когда в процессе эксплуатации не было задолженностей по оплате, и все суммы поступали в установленное время на муниципальный счет. Есть и свои правила, которые применимы к процессу продления срока сдачи.

  1. Период продления договора составляет как минимум три года. Уменьшить можно, но для этого наниматель оформляет соответствующее заявление. Срок будет сокращен до необходимого значения.
  2. Изменяется стоимость найма нежилого помещения. Ее размер устанавливается после операций по переоценке недвижимого имущества согласно региона расположения.

Это все говорит о том, что продление договора аренды возможно многочисленное количество раз. Законодательно никаких ограничений в этой услуге не имеется. Отказ осуществляется от муниципалитета в том случае, если есть желание использовать объект в другом направлении, или со стороны нанимателя допускались нарушения условий по сделке.

Какие существуют исключения при аренде муниципальных помещений

Содержание

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Бухгалтерская проводка на доходы от аренды в казенном учреждении 2021». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Доходы, полученные казенными учреждениями от сдачи имущества в аренду, в том числе средства, поступающие от арендаторов в возмещение платы за коммунальные услуги, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ. По данному вопросу смотрите письма ФНС РФ от 16.02.2021 № ГД-4-3/2256@, Минфина РФ от 25.07.2021 № 03‑07‑11/43314, от 14.08.2021 № 03‑03‑05/

  • доходы, полученные от аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, относятся на статью 120 «Доходы от собственности» КОСГУ;
  • доходы в виде возмещения арендатором расходов учреждения на коммунальные платежи – на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (АДМИНИСТРАТОР ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ПО НАЧИСЛЕНИЮ И УЧЕТУ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ) СДАЕТ В АРЕНДУ ЗДАНИЕ. ПО УСЛОВИЯМ ДОГОВОРА АРЕНДНАЯ ПЛАТА В РАЗМЕРЕ 15 000 РУБ. ЕЖЕМЕСЯЧНО ПЕРЕЧИСЛЯЕТСЯ В ДОХОД БЮДЖЕТА. ПОЛНОМОЧИЯ ПО АДМИНИСТРИРОВАНИЮ КАССОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ ЗАКРЕПЛЕНЫ ЗА ВЫШЕСТОЯЩИМ ОРГАНОМ ГОСВЛАСТИ.

Налоговый учет. В силу положений пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ доходы от сдачи имущества казенного учреждения в аренду не учитываются при исчислении НДС. Аналогичная позиции была изложена в письмах Минфина РФ от 11.07.2021 № 03‑07‑11/43774, от 04.02.2021 № 03‑07‑14/5448, от 26.01.2021 № 03‑07‑11/2939.

В 2021 году были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №132н. Общая структура КБК сохранена, однако изменения есть, и их довольно много.

Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2021 году

Прежде чем охарактеризовать бухгалтерский учет в казенных учреждениях в 2021 году, рассмотрим понятие данного типа госучреждений. Это отдельный тип государственных и муниципальных организаций, созданный для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемый за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Это интересно:  Образец трудового договора с охранником чоп

Правовое регулирование

Как отмечено выше, состав и порядок составления отчетности для таких организаций установлен Приказом Минфина № 191н. С особенностями составления бюджетных отчетных форм и актуальными бланками можно ознакомиться в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».

Данный вывод также подтверждается следующим. Согласно проекту изменений Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2021 № 33н (далее — Инструкция № 33н), применяемой бюджетными и автономными учреждениями при составлении отчетности, в Отчете (ф. 0503721) по строке 040 отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 130, за минусом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 0 401 10 130) сумм НДС. Отсюда следует, что порядок формирования строки 040 Отчета (ф. 0503721) не изменился.

Учет НДС бюджетными учреждениями с 2021 года

Отметим, что в действующих нормативно-правовых актах нет запрета на формирование отрицательных показателей в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737). Поэтому операции по перечислению НДС могут отражаться в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) с «минусом».

Операции по уплате НДС в Отчете (ф. 0503737)

Показатели возврата налогов, уплачиваемых за счет прибыли, отражаются по соответствующим кодам аналитики раздела «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) (п. 42 Инструкции № 33н). Следовательно, в Отчете (ф. 0503737) уплата НДС отражается путем уменьшения кода аналитики 180 в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737).

Некоторые учреждения культуры сдают имущество в аренду. Большинство таких объектов в бухгалтерском учете признается объектами операционной аренды. В статье рассмотрим вопросы учета данных объектов у арендодателя – учреждения культуры (бюджетное или автономное), а также правовые особенности предоставления им имущества в аренду.

Учет доходов от операционной аренды.

При составлении договора аренды федеральным учреждением в него включаются типовые условия, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2021 № 2. Типовые условия договоров аренды также могут быть разработаны органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Поэтому перед составлением договора аренды рекомендуется проверить наличие таких форм и условий. В остальном договор должен соответствовать общим правилам ГК РФ об аренде.

Арендодателю нужно списать с 25 забалансового счета балансовую стоимость здания по окончании договора аренды. Одновременно в инвентарной карточке учета нефинансовых активов ф. 0504031 — отразить изменение данных о лице, ответственном за сохранность объекта, и сведения о местонахождении возвращенного объекта.

Это интересно:  Док-станция для жестких дисков окоф в 2021

Рекомендации бухгалтеру: в связи с вступлением в силу СГС «Аренда», а также с учетом письма Минфина России № 02-07-07/83463 в учетной политике учреждения на 2021 год в отношении объектов учета аренды должны быть отражены:

4. Как вести учет по договору операционной аренды в течение года?

  • срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении. Например, сдаете в аренду здание на три года, а после окончания договора аренды срок его полезного использования — 25 лет;
  • на дату подписания договора аренды общая сумма арендной платы ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на дату классификации объектов учета аренды. Например, по договору аренды тира общая сумма платежей за три года составит 360 000 ₽, а справедливая, т.е. рыночная стоимость этого здания — 20 млн ₽.

Приказом Минфина от 31.10.2021г. № 94н утвержден План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. Для отражения разных операций требуется разное количество проводок. Для некоторых событий может понадобиться более двух счетов.

Актуальные таблицы бухгалтерских проводок в 2021 году

  • Способы отражения операций в бухгалтерском учете должны быть закреплены в учетной политике,
  • Основанием для проводки является первичный учетный документ,
  • Записи на счетах производятся в хронологическом порядке,
  • Записи на бухгалтерских счетах делаются только в валюте РФ, то есть российских рублях,
  • Проводки накапливаются в специальных регистрах: журналах и ордерах.

Статьи по теме

В бухгалтерском учете все события проводят с помощью двойных записей. Одна и та же операция отражается по дебету одного бухгалтерского счета и по кредиту другого. По одному счету отражается приход, а по другому счету та же сумма проводится как расход. В результате возникает экономическая связь, которая называется корреспонденцией. Важно правильно выбирать счета для отражения операций, чтобы не нарушить методологию учета и не исказить статьи бухгалтерской отчетности. За крупные ошибки в учете бухгалтеру придется платить административный штраф.

  • Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
  • Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
  • Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.

Казенные учреждения могут реализовывать ОС. Однако для этого нужно получить одобрение учредителя. Иногда продажа связана с необходимостью погашения ущерба и обязательств, однако это крайние случаи. Доход от продажи направляется в бюджет.

Пример списания ОС

  • Рабочие счета, которые применяются при учете.
  • Особенности документооборота (включая перечень первичных документов).
  • Порядок осуществления инвентаризации.
  • Особенности внутреннего контроля.
  • Способы оценки имущества и имеющихся обязательств.

Это отдельный тип государственных и муниципальных организаций, созданный для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемый за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Это интересно:  Заявление о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг 2021

2021 арендуемое имущество в казенном учреждении проводки

С 1 января 2021 года действуют обновленные инструкции по бюджетному учету, также коррективы внесли в действующий порядок формирования КОСГУ и Единый план счетов — инструкция № 162н. Также чиновники ввели новые пять федеральных стандартов.

Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2021 году

Рассмотрим, что изменилось в учете нефинансовых активов. Cогласно изменениям, внесенным в Инструкцию № 183н, автономные учреждения с 2021 годапрактически по всем счетам бухгалтерского учета (в том числе по учету нефинансовых активов) применяют в 24 – 26-м разрядах номера счета подстатьи КОСГУ, соответствующие экономической сущности факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета).

Рассмотрим отражение в учете по новым правилам фактов хозяйственной жизни наиболее распространенного вида арендных отношений – предоставления в аренду помещений обеими сторонами – арендатором и арендодателем.

Начисление арендной платы в бюджетном учреждении проводки в 2021 году

С 1 января 2021 года действуют обновленные инструкции по бюджетному учету, также коррективы внесли в действующий порядок формирования КОСГУ и Единый план счетов — инструкция № 162н. При работе со счетами казенного учреждения основывайтесь:

Льготная аренда в 2021 году

В 2021 году вступил в силу «Аренда», и соответствующие изменения в части учета объектов аренды были внесены приказом Минфина России в по применению Единого плана счетов, утвержденную приказом Минфина России от 01.12.2021 № 157н (далее – Инструкция № 157н), и инструкции по учету. Рекомендации по применению «Аренда» доведены системным письмом Минфина России (далее – Письмо № 02-07-07/83464). Положения «Аренда» применяются одновременно с положениями СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (утв.

  1. Штраф начисляется сразу же при возникновении вышеперечисленных причин. Кроме того, его размер четко регламентирован по срокам на законодательном уровне.
  2. Пеня – это штрафной платеж, который начисляют за каждый день просроченного платежа в процентном соотношении 1/300 к ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

2021 год проводка по учету административного штрафа бюджетный учет

По объектам движимого имущества не дороже 3 000 руб. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе управляющих или пользователей, мест их нахождения, по видам имущества в структуре групп: недвижимое имущество; особо ценное движимое имущество; иное движимое имущество; имущество — предметы лизинга; нефинансовые активы, составляющие казну.

Примеры основных проводок в казенном учреждении

Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2021 N 02-06-10/65506).

Документ

от 18.06.2021

Цены размещения, накопленный купонный доход и доходности к погашению выпуска ОФЗ-н № 53007RMFS

Размещаемый в настоящее время выпуск ОФЗ-н

Дата публикации:
18.06.2021
Дата изменения:
18.06.2021

Скачатьdocx, 32.37 кБпосмотреть

Документ

от 18.06.2021

Калькулятор расчета стоимости приобретаемых ОФЗ-н выпуска № 53007RMFS

Размещаемый в настоящее время выпуск ОФЗ-н

Дата публикации:
18.06.2021
Дата изменения:
18.06.2021

Скачатьxls, 136.5 кБпосмотреть

Приказ Минфина России

от 11.06.2021№ 82н

Приказ Минфина России от 11.06.2021 № 82н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н «О…

Находится на регистрации в Минюсте России

Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного…

Дата публикации:
17.06.2021
Дата изменения:
17.06.2021

Скачатьpdf, 323.82 кБпосмотреть

Приказ Минфина России

от 11.06.2021№ 81н

Приказ Минфина России от 11.06.2021 № 81н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартал…

Находится на регистрации в Минюсте России

Бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного…

Дата публикации:
17.06.2021
Дата изменения:
17.06.2021

Скачатьpdf, 231.37 кБпосмотреть

Информационное сообщение

Информационное сообщение о заседании Совета по аудиторской деятельности

2021

Дата публикации:
17.06.2021
Дата изменения:
17.06.2021

Скачатьdocx, 17.87 кБпосмотреть

Постановление Правительства Российской Федерации

от 14.06.2021№ 907

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2021 № 907 «О внесении изменения в пункт 4 Правил формирования, ведения и утверждения федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг, не включенных в общеросси…

Перечни (классификаторы) государственных и муниципальных…

Дата публикации:
16.06.2021
Дата изменения:
16.06.2021

Скачатьpdf, 78.12 кБпосмотреть

Документ

от 16.06.2021

Информация о выплате купонного дохода 16 июня 2021 года

Платежи

Дата публикации:
16.06.2021
Дата изменения:
16.06.2021

Скачатьdoc, 29.5 кБпосмотреть

Документ

Банки, удовлетворяющие требованиям, установленным пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (с учетом данных Банка России, представленных 16.06.2021)

Перечень банков, которые вправе выдавать банковские…

Дата публикации:
16.06.2021
Дата изменения:
16.06.2021

Скачатьxlsx, 34.34 кБпосмотреть

Документ

О результатах размещения ОФЗ выпуска № 26239RMFS на аукционе 16 июня 2021 г.

Аукционы

Дата публикации:
16.06.2021
Дата изменения:
16.06.2021

Скачатьdoc, 12.45 кБпосмотреть

Документ

от 01.06.2021

Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований

Государственный долг субъектов Российской Федерации и…

Дата публикации:
16.06.2021
Дата изменения:
16.06.2021

Скачатьxlsx, 22.55 кБпосмотреть

Документ

от 01.06.2021

Номинальная сумма долга по ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 1 июня 2021 г.

Номинальная сумма долга по ценным бумагам субъектов…

Дата публикации:
16.06.2021
Дата изменения:
16.06.2021

Скачатьxlsx, 28.38 кБпосмотреть

Документ

от 01.06.2021

Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 1 июня 2021 г.

2021 год (ежемесячные данные с 01.02.2021 по текущую…

Дата публикации:
16.06.2021
Дата изменения:
16.06.2021

Скачатьxlsx, 34.27 кБпосмотреть 17 октября 2008 В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданский кодекс Статья 608 (далее — ГК РФ) право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ Содержание

Унитарное предприятие — это одна из организационно-правовых форм коммерческих организаций, не наделенная правом собственности на закрепленное имущество. В соответствии с пунктом 2 статьи 113 ГК РФ Гражданский кодекс Статья 113 имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права государственного унитарного предприятия на владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, ограничены пределами, установленными ГК РФ (статья 294 Гражданский кодекс Статья 294 ).

Так, согласно пункту 2 статьи 295 ГК РФ Гражданский кодекс Статья 295 предприятие, которому на праве хозяйственного ведения принадлежит недвижимое имущество, не вправе его продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Таким образом, закон не исключает возможность сдачи в аренду унитарным предприятием недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, но ограничивает возможность совершения указанных действий необходимостью получения согласия собственника имущества.

Средства, получаемые в виде арендной или иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (статьи 41 Бюджетный кодекс Статья 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации Бюджетный кодекс Статья 42 (далее — БК РФ)). При этом исключение для средств, получаемых от аренды имущества унитарных предприятий, установлено только с 01.01.2008 (абзац 1 пункта 1 статьи 42 БК РФ в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ ).

Вместе с тем в гражданском законодательстве, как в ныне действующем, так и в действовавшем до 01.01.2008, не содержится правовых норм, однозначно требующих перечисления в бюджет арендной платы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.

Отсутствие должной согласованности в этой части гражданского и бюджетного законодательства вызывает возникновение судебных споров по поводу изъятия у унитарных предприятий в бюджеты доходов, полученных от аренды имущества за период до 01.01.2008.

В практике рассмотрения таких споров встает вопрос о том, из каких правоотношений — бюджетных (публичных) или гражданских (частных) — вытекает спор между публично-правовым образованием и унитарным предприятием по поводу изъятия доходов, полученных от аренды имущества.

Представляется, что указание в БК РФ на соответствующие виды доходов бюджета само по себе не может служить основанием для отнесения всех отношений, в рамках которых поступают такие доходы, к бюджетно-правовым.

Так, например, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации также относятся к неналоговым доходам бюджетов (статья 41 БК РФ). Между тем очевидно, что правовые основания для уплаты этих средств устанавливаются нормами иных отраслей законодательства (уголовного, об административных правонарушениях, гражданского).

Аналогичным образом основания, размер и порядок внесения государственным унитарным предприятием в бюджет средств, полученных от аренды государственного имущества, должны определяться нормами гражданского законодательства, а бюджетное законодательство лишь определяет порядок учета и распределения поступивших доходов внутри бюджетной системы. Из этого следует, что наличие в статье 42 БК РФ указания на такой вид доходов бюджета, как средства, получаемые в виде арендной или иной платы за сдачу государственного имущества во временное владение и пользование, само по себе не является достаточным правовым основанием для изъятия у государственного унитарного предприятия (арендодателя) соответствующих сумм в бюджет и признания этих правоотношений публично-правовыми.

При этом необходимо отметить, что норматив отчислений неналоговых доходов в объеме 100% в федеральный бюджет, установленный в приложении 2 к федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, для доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий (код бюджетной классификации 1 11 05031 01 0000 120), устанавливает пропорцию централизации доходов федерального бюджета по принципу разграничения доходов между бюджетами разных уровней (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2007 N 03-03-06/4/143 ). Следовательно, норматив 100% означает зачисление соответствующего дохода только в один бюджет, но не является ставкой платежа.

По нашему мнению, право публично-правового образования на установление обязанности унитарных предприятий передавать поступающую арендную плату (полностью или частично) в доход соответствующего бюджета вытекает из правомочий собственника имущества, закрепленного за унитарным предприятием, и должно реализовываться в рамках гражданско-правовых отношений между собственником и созданным им предприятием.

Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определяются статьей 295 ГК РФ.

Пунктом 1 указанной статьи, в частности, установлено, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 17 Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» .

Порядок и сроки перечисления в бюджет части прибыли, остающейся после налогообложения, определены Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий». Пунктом 6 Правил установлено, что часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной Программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (не

распределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе Программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Представляется, что собственник имущества вправе установить отчисление в свою пользу как от валовой прибыли, полученной от всех хозяйственных операций, так и от прибыли по конкретной деятельности, например от сдачи имущества в аренду.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13.01.2004 N Ф04/123-2233/А45-2003 указано, что статья 295 ГК РФ предусматривает наличие права, а не обязанности на получение собственником части прибыли, размеры которой либо определяются договором между собственником и предприятием, либо закреплены в учредительных документах предприятия.

В этом же Постановлении сделан вывод, что арендная плата является одним из видов доходов и совместно с другими денежными поступлениями от использования имущества и деятельности ФГУП составляет прибыль, за вычетом всех соответствующих налогов, других обязательных платежей и текущих затрат.

То обстоятельство, что арендные платежи от сдачи имущества унитарного предприятия в аренду являются прибылью указанного предприятия, вытекает из положения пункта 2 статьи 299 ГК РФ Гражданский кодекс Статья 299 , согласно которому доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, поступают в хозяйственное ведение этого предприятия в порядке, предусмотренном для возникновения права собственности. Вместе с тем указанные доходы могут быть изъяты по решению собственника с прекращением в этом случае права хозяйственного ведения (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).

Таким образом, правоотношения по изъятию доходов (прибыли) унитарного предприятия носят гражданско-правовой характер, возникают с публично-правовым образованием как с собственником имущества, а не как с властным субъектом и регулируются гражданским законодательством. В рамках рассматриваемых правоотношений происходит изъятие части прибыли (дохода) унитарного предприятия, полученной от определенного вида деятельности (сдачи имущества в аренду).

В случае получения унитарным предприятием арендных платежей по договору аренды, заключенному с согласия собственника имущества, указанный договор является правовым основанием для приобретения унитарным предприятием данного имущества, которое не может быть признано неосновательным обогащением.

В свою очередь собственник имущества вправе определить, какая часть прибыли унитарного предприятия (а в эту сумму может входить и вся прибыль от сдачи имущества в аренду) подлежит перечислению в бюджет. При этом исполнение обязанности унитарного предприятия по перечислению соответствующей части прибыли освобождает данное предприятие от перечисления всех доходов, полученных от аренды государственного имущества.

Такая позиция подтверждается складывающейся судебной практикой. Так, например, ФАС Северо-Западного округа отклонил довод управления Росимущества об обязанности федерального государственного унитарного предприятия перечислить в федеральный бюджет все денежные средства, полученные от сдачи в аренду принадлежащих предприятию на праве хозяйственного ведения судов, поскольку предприятие вправе сдавать имущество в аренду с согласия собственника и обязано ежегодно перечислять в бюджет только часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей (Постановление от 11.09.2007 по делу N А42-754/2007 ).

Вместе с тем нельзя не отметить, что иная ситуация складывается в том случае, если унитарное предприятие сдает в аренду имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, не получив на это согласия собственника. В этом случае заключенная унитарным предприятием сделка противоречит требованиям пункта 2 статьи 295 ГК РФ и является ничтожной. Соответственно, суммы арендных платежей, полученных унитарным предприятием по такой сделке, образуют на его стороне неосновательное обогащение за счет собственника имущества, который согласия на такой вид использования своего имущества не давал.

При этом если выплачиваемый арендатором размер арендной платы меньше арендных ставок, установленных за аренду аналогичных помещений в данном регионе, то неосновательное обогащение в соответствии с пунктом 2 статьи 1105 ГК РФ Гражданский кодекс Статья 1105 возникает на стороне арендатора в виде недоплаченных и, соответственно, необоснованно сбереженных за счет этого сумм. Равным образом на стороне арендатора возникает неосновательное обогащение в случае невнесения арендных платежей при фактическом пользовании имуществом. Данная позиция выражена в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа (дела N А56-38184/2006 ; N А56-41580/2006 ; N А56-41571/2006 ; N А56-38233/2006 ; N А56-52074/2006 ).

Филиппов А.Е., заместитель председателя Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Правовые документы Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого оставьте комментарий под статьей. Мы его прочитаем, исправим ошибку и расскажем о результате. ДомойБез рубрикиЭквайринг в бюджетном учреждении: позиция закона, учет, проводки image

Эквайринг в бюджетном учреждении — договор с коммерческим банком на оказание услуги, позволяющей государственной организации принимать деньги от населения через платежные терминалы. Сложность оформления обусловлена наличием лицевых счетов в Федеральном казначействе или в уполномоченной структуре субъекта России. Что говорит закон в отношении таких услуг? Какие возникают трудности? Рассмотрим эти вопросы подробно.

Позиция закона

Казенная структура проводит сделки с деньгами через ЛС. Последние открывается в одном из следующих органов:

  • финансовой структуре субъекта РФ;
  • государственном казначействе России.

С учетом сказанного открыть новый ЛС нельзя. Но закон не запрещает эквайринг в бюджетном учреждении, поэтому оформление договора с коммерческим банком не будет считаться нарушением законодательства. Такого же мнения придерживаются представители ЦБ и Минфина РФ. Это означает, что бюджетный эквайринг доступен в государственных учреждениях. При этом деньги будут поступать на уже имеющийся счет (обращаться в коммерческий банк нет необходимости).

Особенности бюджетного учета при эквайринге

Государственные учреждения принимают деньги от клиентов в пределах коммерческого направления. Такая схема доступна, если бизнес-деятельность казенной структуры подтверждается участником (учредителем), а прибыль поступает на бюджетный счет. Во избежание ошибок необходимо прописать правила эквайринговых операций в политике организации.

В бухгалтерском учете по эквайрингу казенных учреждений важно учесть такие нюансы:

  1. Время между оплатой пластиковой картой и зачислением средств на ЛС казенного учреждения может быть различным. Такие сделки могут проводиться в разные дни, поэтому для удобства важно использовать дополнительный счет.
  2. Учет комиссии банку. Платеж берется с денег, выплаченных клиентом. Таким способом финансовая структура получает плату за перевод денежных средств поставщику. В бюджетном учете комиссионный платеж отражается в промежуточной статье 226, характеризующие прочие услуги и работы.

image

Регистрация оборудования

Еще одна сложность для бюджетной организации — постановка техники для эквайринга на учет. Здесь доступно несколько путей:

  1. Бюджетная организация покупает оборудование. В такой ситуации техника отражается на основном счету (0 101 34 000), а сама сделка по приобретению аппаратуры указывается по КОСГУ 310.
  2. Получение устройств для эквайринга по арендному соглашению. Операция отмечается на забалансовом счету 01 (ЗС). Учет проводится по цене, указанной владельцем на базе акта-приема оборудования.

Если государственная организация останавливает деятельность по предоставлению эквайринговых услуг или покупает необходимую технику, тогда оборудование возвращается банку. Обязательное условие — составление акта приема-передачи. В документе подтверждается факт приема устройство по цене, которая принята по ЗС.

Проводки в бюджетной организации: пример для эквайринга

Рассмотрим пример, в котором государственная организация взяла в аренду эквайринговую технику. Составлен договор, позволяющий клиентам расплачиваться пластиковыми картами. В соглашении указаны такие условия:

  • цена техники 65 т. р.;
  • аренда (раз в месяц) — 0,8 т. р;
  • комиссия — 1,5%;
  • сумма, принятая за сутки — 120 т. р.;
  • выставлен счет от банка на 1,8 тыс. р.

В таком случае эквайринг характеризуется следующими проводками (сведены в таблице).

image

Если банк взимает комиссию не раз в месяц, а по факту использования пластиковой карты, проводки в казенном учреждении имеют такой вид.

image

Итоги

Из сказанного видно, что оформление договора с банком-эквайером на предоставление услуг казенной организации реально. Главное учесть тонкости бухгалтерского учета и правильно отображать проводки в отчетной документации.

Выбрать банк — открыть счет онлайн

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: