Рабочее время водителей

В Трудовом кодексе Российской Федерации закреплен режим труда и отдыха водителя, нарушать который не имеет права ни один работодатель. Но иногда сроки работы водителей превышают допустимые нормы. Поэтому каждый гражданин должен знать свои трудовые права.

Организация режима труда и отдыха водителей

Деятельность перевозчиков исходит из нескольких принципов, которые устанавливают график работы, выходные и перерывы работника. Водитель может работать по следующим системам:image

  1. Суммированный учет. Этот вид предполагает отсутствие графика и расписание работы. Отработанные часы могут превышать норму, которая установлена Трудовым кодексом РФ. Но главное не превышать положенных месячных стандартов, иначе это будет квалифицироваться как нарушение закона. Кроме того, всю сверхурочную работу перевозчик должен согласовать со своим работодателем. По итогу месяца водитель должен обязательно предоставить установленный компанией процент.
  2. Ежедневный учет. Данный тип предусматривает стабильный график деятельности и перевозок. В соответствии с законом в неделю рабочие часы должны составлять минимум 40. Если перевозчик ежедневно отрабатывает по 8 часов пять суток подряд, а затем положено два нерабочих дня. При 6-дневной системе работы трудовая норма не должна превышать 7 часов в день. Таким образом, ежедневный учет строго регулируется нормативно-правовым актом.

Нормативная база

Права и обязанности работника и работодателя регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации, а также приказом Министерства транспорта России № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей».

Таблица 1. Нормативная база режима труда и отдыха водителей

Нормативный акт Комментарий
ТК РФ

Раздел 4 часть 3 разъясняет нормативные установки, права и обязанности водителя в условиях положенного периода труда и отдыха;

Раздел 5 часть 3 предусматривает период отдыха для водителей и перевозчиков;

Раздел 12 часть 4 устанавливает, что данный режим утверждается в специальном порядке министерствами, которые несут ответственность за перевозки (Минтранс);

Приказ Министерства транспорта России

Основные положения о должном режиме труда и отдыха;

Подтверждение пунктов Положения об особенностях режима рабочего времени.

Эти официальные акты защищают права водителей и перевозчиков всех категорий, что не зависит от рода занятости расписания. Поэтому с положениями нормативных актов должен ознакомиться каждый водитель и предприниматель.

Составление рабочего графика

Для того, чтобы правильно составить расписание для перевозчика, следует брать во внимание не только время вождения, но и ряд других факторов. В работе водителя предусмотрено время на следующие пункты:

  • пробки на дороге, аварии, заторы, произошедшие произвольно без участия водителя;
  • обязательный медосмотр водителя перед поездкой и сразу по ее окончании;image
  • перерывы для отдыха от вождения, время на разминку глаз;
  • осмотр автомобильного или транспортного средства и проверка его технической исправности;
  • устранение мелких неполадок, которые можно предотвратить на месте;
  • ожидание во время посадки или высадки людей, а также при приеме грузов или же выгрузки багажа;
  • время для пересменки водителя на дальних расстояниях. В таких случаях для второго сменного водителя должно быть отведено отдельное место в салоне;
  • период сопровождения багажа или его охраны в тех случаях, когда оно является обязательным условием трудового договора, заключенном между перевозчиком и работодателем.

Читайте также:  Коллективный договор: определение и как внести в него изменения, образец

Такие правила установлены и для суммарного учета работы, и для ежедневного. Согласно закону, в договоре с работодателем должно быть прописано необходимо время по каждому из вышеперечисленных пунктов.

Так, на ежедневный медосмотр принято выделять около пятнадцати минут, вождение 4 и 2 часа с обязательным отдыхом между ними, далее предусмотрен 15-минутный отдых и продолжение вождения еще в течение полутора часов. С перерывом на перекус рабочий день перевозчика составляет около 12, но закон не нарушен, поскольку вождению отводится 8 установленных часов.

Ненормированный рабочий день

К этой категории относят водителей, которые не имеют постоянного графика работы, но должны выполнить обязательную норму в месяц – 40 часов. Такие перевозчики самостоятельно устанавливают свой график, но обязаны согласовать его с руководством. Существует несколько причин, почему данный способ работы удобен многим категориям водителей:

  1. Есть работа, которая требует более долгой занятости в день, чем норма, установленная законом. Поэтому некоторые задания для перевозчиков не в состоянии гарантировать точной каждодневной записи потраченного времени.
  2. Во время некоторых перевозок рабочее время лица разделяется на несколько неравномерных частей в связи с принципами работы. В данном случае неудобно действовать по четко установленному графику, а лучше прибегнуть к свободному.
  3. В некоторых ситуациях работники желают самостоятельно распоряжаться своим временем и подстраивать его под другой род деятельности. Иногда работодатели позволяют такую форму, если на результате это никак не сказывается.
  4. Если в день необходимо потратить больше времени на перевозку груза, чем положено. Например, водитель в один день будет в дороге 14 часов, зато в другой освободится на 6 часов раньше.

Но при избрании ненормированного рабочего дня каждый водитель обязан вести ежедневный учет отработанного времени и предоставлять его работодателю. В свою очередь компания, в которой работает перевозчик, должна отслеживать его действия и выполнение заданий. После чего все сведения должны быть занесены в специальную таблицу, чтобы по итогу месяца труд перевозчика был оплачен.

Данный способ может отлично подойти водителям легковых автомобилей или тем, кто проводит экспедиции на машине.

Виды и частота перерывов

Отдых является важной и неотъемлемой частью рабочего дня каждого гражданина. Нельзя забирать данное право и у водителей. Существует строго установленная частота перерывов для перевозчиков любых категорий. Водители могут непрерывно вести транспортное средство не более четырех часов. Сам же отдых необходимо разделять на две части – по пол часа в каждый период.

Читайте также:  Как и где описывают основные права и обязанности работника и работодателя

Но следует учитывать и виды отдыха, на которые законом отводятся отдельные часы:

  1. Предусмотренные выходные дни. Существуют обязательные дни, в которые водитель не должен выходить на работу. По закону они должны составлять минимум 42 часа перед сменой и после нее. Рабочие дни для перевозчиков с нормированным графиком ни в коем случае не должны превышать число выходных.
  2. Обеденные перерывы. Официально каждый водитель может тратить на прием пищи от 30 минут до 2 часов рабочего дня. Превышать эти стандарты нельзя, но можно разбить перерывы на несколько частей, чтобы отдых был эффективнее. В этом случае перевозчик сам контролирует свою занятость во время рейса.
  3. Перерывы между рейсами. Этот вид отдыха зависит от графика водителя, установленного работодателем. Отдых между сменами составляет удвоенное время рейса, включая все необходимые перерывы, остановки, перевоз и ожидание багажа. Все это должно быть включено в рабочий день. Если смена водителя составляет 8 часов, то отдыхать между выходом в следующий рейс он должен не менее, чем 16 часов.

Все вышеперечисленные положения установлены законом и охраняются Трудовым кодексом РФ.

Непрерывный еженедельный отдых

Предусматривается ситуации, в которых физическое лицо отдыхает постоянно не менее 42 часов. Это относится к тем перевозчикам, которые работают пять и более суток за неделю. Соответственно, междусменный отдых не включен в непрерывный еженедельный

Например, если гражданин работал беспрерывно на протяжении 6 суток, то его перерыв должен быть не менее 62 часов в семь дней. Кроме того, согласно нормам трудового права, перевозчики обязаны получать как минимум один выходной день в неделю.

Учет рабочего времени

Рабочее время водителя складывается из многих особенностей. Иными словами, оно представляет собой совокупность обстоятельств и факторов, на которые была затрачена определенная единица времени. Согласно Федеральному закону № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», каждый работодатель обязан вести подсчет проведенного на работе времени.

Читайте также:  Как составляется коллективная жалоба в трудовую инспекцию, когда она необходима

Что должен делать работодатель:

  1. Придерживаться режима труда и отдыха, регламентированный Трудовым кодексом Российской Федерации;
  2. Оснащать автомобили техническими средствами фиксирования рабочего времени перевозчика, ведущие постоянный подсчет скорости и периоде движения ТС.

Такие приборы называются тахографами. В их функции входит фиксация и регистрация информации о режиме труда и отдыха работников. Все данные тахограф незамедлительно передает работодателю, который все заносит в специальный табель.

При отсутствии данного прибора в автомобиле компании перевозчика грозит административная ответственность. В соответствии КоАП РФ, недобросовестные работодатели могут понести наказание за следующие нарушения:

  • перевозка пассажиров или грузов без установленного тахографа;
  • тахограф используется не по назначению самим водителем или не используется вовсе;
  • нахождение за рулем транспортного средства, в котором находится неисправный тахограф.

За все вышеперечисленные правонарушения предусмотрен штраф в размере от 1 тыс. рублей до 3 тыс. рублей для физических лиц, от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей для должностных.

Ответственность за нарушение режима труда и отдыха

За нарушение режима труда и отдыха работодателем или самим водителем полагается административная ответственность. Она предусматривает штраф, размеры которого определяются степенью совершенного правонарушения.

Для водителя, который не смог соблюсти норму, прописанную в трудовом договоре, обязательно предусмотрено взимание суммы размером от 1 500 рублей до 2 000 рублей. Безусловно, недобросовестный работник скорее всего не задержится на должности и впоследствии будет уволен по статье.

Если же права перевозчика были нарушены должностным лицом или индивидуальным предпринимателем, то им грозит взыскание от 7 тыс. рублей до 10 тыс. рублей, либо же от 15 тыс. рублей до 25 тыс. рублей, зависит от лица, нарушившего закон. В новой редакции КоАП РФ такое наказание, как предупреждение, утратило свою силу.

Для юридических лиц штраф будет самый большой. Им необходимо будет выплатить от 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей за совершенное правонарушение по отношению к водителю.

Подводя итог всему вышесказанному, остается добавить, что режим труда и отдыха является неотъемлемой частью работы каждого водителя или перевозчика. Граждане должны знать свои права и уметь их защитить, если вдруг они были нарушены. Для этого достаточно знать положения, установленные Трудовым кодексом РФ.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Минтранс России Приказом от 16.10.2020 N 424 утвердил обновленные Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, работающих по найму, и водителей-ИП. Документ будет применяться с 1 января 2021 года по 31 декабря 2026 года вместо Приказа Минтранса России от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

Новые правила не распространяются на водителей служебных легковых автомобилей органов власти, водителей, занятых на международных перевозках, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных, скорой помощи и аварийно-спасательных автомобилей, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих.

Особенности режима труда водителей

  • продолжительность рабочего дня (смены):

Как и раньше, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. Время управления автомобилем не должно превышать: 9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Для всех водителей с 1 января 2021 года допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели (сейчас это правило работает для водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т). Водитель вправе увеличить это время, но не более чем на два часа в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки (сейчас это правило работает только при суммированном учете рабочего времени для водителей).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.

В перечень водителей, которым работодатель может увеличить продолжительность ежедневной работы или смены до 12 часов, добавлены водители легковых такси и водители, работающие в вахтовых бригадах.

  • ненормированный рабочий день

Как и раньше, водителям легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также некоторым водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на отдельных видах работ в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

  • разделение смен на части

Для всех водителей с 1 января 2021 года рабочий день можно будет разделить с их согласия на части. При этом время перерывов между частями рабочего дня (смены) в сумме за день не должно превышать:

три часа для водителей, занятых регулярными перевозками пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении;

пять часов для остальных водителей.

Первый перерыв должен быть не позже, чем через пять часов после начала работы.

Время между частями смены не включается в рабочее.

Сейчас такое правило про три часа работает при перевозках автобусами на регулярных городских и пригородных маршрутах, а правило про пять часов при перевозках должностных лиц госорганов на служебных машинах.

Особенности режима отдыха водителей

  • ежедневный (междусменный) отдых

Как и раньше, ежедневный отдых, включая перерыв для отдыха и питания, должен быть не менее двойной продолжительности рабочего дня (смены) накануне отдыха.

С 1 января 2021 года при суммированном учете рабочего времени продолжительность междусменного отдыха должна быть не менее 11 часов часа (сейчас минимум 12 часов).

Допускается для всех водителей:

сокращение этого времени до не менее девятм часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;

разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее трех часов, а последняя не менее девяти часов.

Также установлены особенности ежедневного (междусменного) отдыха для водителей в составе экипажей.

Ранее особенности ежедневного (междусменного) отдыха были установлены для водителей  на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении, на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени, на междугородных перевозках.

  • еженедельный непрерывный отдых (выходные дни)

Еженедельный отдых водителя с 1 января 2021 года должен составлять минимум 45 часов (сейчас минимум 42 часа). Установлено, что предоставлять еженедельный непрерывный отдых нужно не реже чем через каждые шесть рабочих смен. Период отдыха можно уменьшить до 24 часов, но максимум раз в две недели. При этом сэкономленные часы водитель должен использовать в течение следующих трех недель. Они присоединяются к ежедневному или еженедельному отдыху.

  • перерыв для отдыха и питания и специальный перерыв

Как и раньше, время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и должно предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены). А специальный перерыв в управлении транспортным средством не позднее чем через 4,5 часа (сейчас максимум 4 часа, за исключением водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т) с момента начала вождения (его очередного периода). Перерыв должен быть как минимум 45 минут. Он может быть разделен на части, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей с 1 января 2021 года должна составлять не менее 10 минут.

На заметку: с 1 января 2021 года Минтранс вводит новые профессиональные и квалификационные требования к работникам-водителям. Подробнее читайте в обзоре на нашем сайте.

Читайте подробнее

Общие вопросы по охране труда

Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 25.11.2010 № 82 (в редакции постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 19.04.2018 № 13) утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта

ПОЛОЖЕНИЕ

о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки, за исключением автомобильных перевозок глав государств, глав и членов парламентских, правительственных и иных официальных делегаций, технического персонала этих делегаций, а также воинских автомобильных перевозок (далее, если не указано иное, — водители).

2. В отношении водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки пассажиров и грузов, применяются положения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 года.

3. Режим рабочего времени водителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности).

Графики работ (сменности) разрабатываются в соответствии с законодательством о труде и настоящим Положением.

Для водителей, которым установлен сменный режим работы, разрабатываются графики сменности, в других случаях — графики работ.

Графиками работ (сменности) устанавливаются время начала, окончания, продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, рабочие и выходные дни, в том числе любой порядок их чередования, графиками сменности — также последовательность чередования водителей по сменам.

Графики работ (сменности) утверждаются нанимателем по согласованию с профсоюзом и доводятся до сведения водителей не позднее одного месяца до введения их в действие.

В случае производственной необходимости с целью обеспечения непрерывного перевозочного процесса в утвержденные графики работ (сменности) могут вноситься изменения. Изменения в графики работ (сменности) вносятся с согласия водителей, утверждаются нанимателем и доводятся до сведения водителей не позднее одних суток, предшествующих рабочему дню.

4. При выполнении междугородной автомобильной перевозки, когда водитель за установленную графиком работ (сменности) продолжительность ежедневной работы (смены) не может вернуться к постоянному месту работы, наниматель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля в пути с учетом норм настоящего Положения.

5. Для водителей, выполняющих городские и пригородные автомобильные перевозки в регулярном сообщении, нанимателем может быть установлено дежурство в резерве, при котором водитель находится в специально оборудованном помещении в организации или пассажирском терминале в постоянной готовности к выезду на линию.

6. Иные вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные настоящим Положением, регулируются законодательством о труде.

ГЛАВА 2

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ЕГО УЧЕТ

7. В течение рабочего времени водитель выполняет свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка, рабочей инструкцией.

8. Началом работы считается время явки водителя к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиком работ (сменности), а окончанием работы — время фактического освобождения его от выполнения трудовых обязанностей после проведения заключительных работ по сдаче автомобиля в пункте смены или возврату его к месту стоянки.

Время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание перед началом и после окончания работы, на регистрацию при уходе с работы, в рабочее время не включается.

В отдельных случаях начало и окончание работы может устанавливаться вне постоянного места работы, о чем водителю должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены).

При выполнении междугородной автомобильной перевозки началом работы водителя в пути считается время окончания установленного графиком работ (сменности) времени отдыха, а окончанием работы — время начала отдыха по графику работ (сменности) в промежуточном или конечном пункте маршрута.

9. В рабочее время водителя включается:

  • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед началом и после окончания работы (смены) (получение, оформление, сдача транспортных и проездных документов, оборудования, денежных средств, осмотр, проверка технического, санитарного состояния и комплектности, заправка автомобиля и др.); время проведения предрейсового медицинского обследования; время управления автомобилем;
  • время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;
  • время стоянки в пунктах погрузки (разгрузки) грузов, в местах посадки (высадки) пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; время простоев не по вине водителя;
  • время дополнительных специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах маршрута;
  • время проведения работ по устранению возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах маршрута при выполнении междугородных автомобильных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем; время проведения стажировки в качестве водителя-наставника; время дежурства в резерве;
  • иное время в случаях, предусмотренных законодательством о труде.

10. Нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии) устанавливается продолжительность:

  • подготовительно-заключительного времени исходя из состава работ, включаемых в подготовительно-заключительное время;
  • времени проведения предрейсового медицинского обследования.

11. Сменный режим работы определяет последовательность чередования водителей по сменам.

Сменной работой считается работа в две и более смены. При сменной работе водители чередуются по сменам равномерно. Работа в течение двух смен подряд запрещается.

12. Для водителей может быть установлен режим работы с разделением рабочего дня на части с перерывами продолжительностью не менее 2 часов, включая перерыв для отдыха и питания.

Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включается и используется водителем по своему усмотрению.

Перерывы между частями рабочего дня предоставляются в месте, определенном для стоянки автомобиля и оборудованном для отдыха водителя.

Отнесение времени перерывов между частями рабочего дня ко времени ежедневного (междусменного) отдыха осуществляется нанимателем с согласия водителя.

13. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) невозможно или экономически нецелесообразно соблюдение установленной ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени.

Продолжительность учетного периода при суммированном учете рабочего времени определяется нанимателем и не может превышать одного календарного года.

Сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать норму часов за этот период, рассчитанную в соответствии с законодательством о труде.

Суммированный учет рабочего времени вводится нанимателем по согласованию с профсоюзом.

14. При суммированном учете рабочего времени еженедельная продолжительность рабочего времени водителей может быть больше или меньше установленной нормы продолжительности рабочего времени в неделю. При этом ежедневная продолжительность рабочего дня (смены) водителя не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 настоящего Положения.

15. Продолжительность рабочего дня (смены) водителя может быть увеличена нанимателем до 12 часов по согласованию с профсоюзом (при его наличии) при выполнении:

15.1. городских и пригородных автомобильных перевозок в регулярном сообщении;

15.2. междугородной автомобильной перевозки, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха;

15.3. автомобильных перевозок для собственных нужд.

16. Не допускается устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) водителя 12 часов более двух календарных дней подряд.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя.

17. Водителям при сменной работе и (или) водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, выходные дни предоставляются в различные дни недели согласно графикам работ (сменности).

18. Ненормированный рабочий день не устанавливается водителям при сменной работе, суммированном учете рабочего времени и иных случаях в соответствии с законодательством о труде.

19. Привлечение к сверхурочным работам допускается только с согласия водителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о труде, а также коллективным договором, соглашением.

При суммированном учете рабочего времени количество сверхурочных часов работы определяется по окончании учетного периода как разница между фактически отработанным временем (согласно документам по учету рабочего времени), включая работу в государственные праздники, праздничные и выходные дни, выполненную сверх установленной нормы рабочего времени, и нормой рабочего времени, установленной графиком работ (сменности) на учетный период.

20. Учет рабочего времени водителей осуществляется в табелях использования рабочего времени и других документах.

Формы документов для учета использования рабочего времени, а также порядок их заполнения утверждаются нанимателем.

Если в месте служебной командировки организована работа по графику работ (сменности), отличному от графика работ (сменности) в месте постоянной работы, то рабочее время водителя учитывается по его фактической продолжительности на основании подтверждающих документов с места командирования.

В случае возвращения водителя из служебной командировки за пределами рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка, графиком работ (сменности), рабочее время водителя учитывается по фактической продолжительности.

21. Водителям в течение рабочего дня предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более 2 часов, который используется водителем по своему усмотрению и в рабочее время не включается.

При установленной графиком работ (сменности) продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 40 минут.

Перерыв для отдыха и питания предоставляется, как правило, не позднее чем через 4 часа после начала работы.

Время предоставления перерыва(ов) для отдыха и питания и его (их) продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) либо по соглашению между водителем и нанимателем.

22. После непрерывного двухчасового управления автомобилем водителю должен предоставляться дополнительный специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем продолжительностью не менее 10 минут, который может быть присоединен к последующему перерыву после непрерывного управления автомобилем в течение 4 часов.

В случае, когда время предоставления дополнительного специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, дополнительный специальный перерыв не предоставляется.

23. Минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности работы (смены), предшествующей отдыху.

Если продолжительность работы по графику работ (сменности) больше 8 часов, уменьшение продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха компенсируется за счет увеличения еженедельного непрерывного отдыха.

Для водителей, которым установлены суммированный учет рабочего времени и (или) режим работы с разделением рабочего дня на части, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха (суммированного отдыха) в отдельные периоды работы может быть уменьшена нанимателем с согласия водителя до 12 часов. При этом одна из частей ежедневного (междусменного) суммированного отдыха не может быть менее 10 часов, а при выполнении автомобильных перевозок для собственных нужд — менее 9 часов.

24. При выполнении междугородных автомобильных перевозок продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей, которым установлен суммированный учет рабочего времени, на конечном или промежуточном пункте маршрута, в случае если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, не может быть менее половины времени работы (смены), предшествующей отдыху, с соответствующим увеличением продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

25. При сменной работе, а также при суммированном учете рабочего времени минимальная продолжительность еженедельного отдыха может исчисляться в среднем за учетный период. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха в среднем за учетный период должна быть не менее 42 часов.

26. Число дней еженедельного отдыха водителя в текущем месяце должно быть не менее числа полных рабочих недель этого месяца.

Привлечение водителя к работе в его выходной день, установленный правилами внутреннего распорядка или графиком работ (сменности), допускается только с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о труде.

Допускается использовать для работы не более 12 выходных дней в год каждого водителя.

В предельное количество выходных дней не включаются выходные дни, в которые водитель привлекался к работе без его согласия в исключительных случаях, предусмотренных законодательством о труде.

С 1 января 2021 года считать рабочее время водителей нужно будет по новым правилам. Разбираемся, что изменится и к чему готовиться перевозчикам:

В октябре Минтранс внесло в правила расчёта рабочего времени водителей ряд изменений. Согласно Приказу №424, новые правила распространяются на:– работодателей (организации и ИП)– ИП, управляющих автомобилями самостоятельно (иными словами «частников»).

Важно отметить: обновлённые правила не затрагивают международные автоперевозки и водителей, перемещающихся по территории предприятия, не выезжая на дороги общего пользования.

Правила расчёта рабочего времени водителя: что изменилось?

Согласно новому приказу, изменения затронули режим труда и отдыха водителя.

Первый перерыв после начала управления автомобилемБыло: водитель должен сделать перерыв не позднее, чем через 4 часа.Станет: перерыв должен быть не позднее, чем через 4 ч. 30 мин. Также это время может быть продлено на час, если водителю требуется дополнительное время для поиска подходящей стоянки или следования к месту назначения.

Длительность перерываПерерыв в работе у водителя должен продолжаться не менее 45 мин. Водитель может «разбить» время перерыва на две части: на 15 и 30 минут.

Продолжительность ежедневной работыЕжедневно водитель должен работать не более 9 часов (или 10 часов, но такой режим должен быть не более 2 дней в неделю).Продолжительность рабочего времени можно увеличить на 2 ч. в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки.

В неделю общее время работы не должно превышать 56 ч., а за две недели – 90 ч.

Режим труда и отдыха водителей: что еще изменилось?

В соответствии с положениями нового приказа:

– Время перерыва и работы, не связанной с управлением транспортным средством, будет считаться рабочим.

– Время, в течение которого водитель находится в составе экипажа, но не управляет ТС, не будет считаться рабочим, однако тоже должно быть оплачено. Размер выплаты определяется коллективным договором или локальным актом работодателя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как получить ЭЦП в 2019? В Госдуме предложили выдавать электронную подпись только в налоговой

Еще статьи по теме:Как правильно составить график труда и отдыха? Подсказки к приказу №15«Расшифровали» некоторые положения приказа по режиму труда и отдыха водителей (он же — №15 от 20.08.2004), чтобы как можно меньше водителей и индивидуальных предпринимателей получили штраф. А еще узнали, кто ответственен за нарушения. Закончилась отсрочка на установку тахографа в 2020 году: кто получит штраф? 1 декабря истекла отсрочка на установку тахографов. Какие грузовики могут быть оштрафованы уже сегодня? Составили график, у какого класса грузовиков еще действует отсрочка. Получите ли вы штраф “за тахограф”? Проверьте себяСоставили для вас памятку, в которой вы сможете проверить и “освежить” свои знания, чтобы избежать штрафа “за тахограф”.+ Список документов, которые необходимы для проверки.Какой может быть штраф “за тахограф”? Мы посчитали сколько вы заплатите за отсутствие или блокировку тахографа и нарушение режима труда и отдыха. А ведь штрафы за нарушения суммируются…

Просмотров: 2047

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: