Сервис формирования заявления о проведении налогового мониторинга и приложений к нему в электронной форме

Налоговый мониторинг — инновационная процедура взаимодействия ФНС и бизнеса. У нее есть как достоинства, так и недостатки. Какие — рассмотрим в этой статье.

Налоговый мониторинг по НК РФ: сущность процедуры

Налоговый мониторинг — процедура, представляющая собой разновидность налогового контроля. Она характеризуется тем, что ФНС в режиме онлайн получает доступ к различным документам налогоплательщика для оценки правильности расчетов по налогам и контроля над соблюдением сроков их уплаты. Процедура проводится по заявлению налогоплательщика, а также при получении согласия на ее проведение со стороны ФНС.

Основные задачи, которые призван решать налоговый мониторинг:

  • обеспечение прозрачности и корректности налоговой отчетности;
  • сведение к минимуму трудозатрат и финансовых издержек налогоплательщика и ФНС в части взаимодействия в рамках налогового контроля;
  • повышение уровня взаимного доверия между налогоплательщиками и проверяющими органами;
  • стимулирование повышения уровня технологичности взаимодействия налогоплательщиков и проверяющих органов.

Налоговый мониторинг — совсем новая инициатива, и пока его участники только начинают приспосабливаться к соответствующему формату взаимодействия. Но уже сейчас многие эксперты склонны характеризовать налоговый мониторинг как процедуру, имеющую ряд выраженных преимуществ и недостатков. 

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Преимущества и недостатки налогового мониторинга

К числу преимуществ налогового мониторинга (в сравнении с традиционными механизмами налогового контроля в форме проверок) можно отнести:

  1. Частичное освобождение налогоплательщика, в отношении которого ведется налоговый мониторинг, от традиционных налоговых проверок (с учетом положений п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
  2. Возможность получения у налоговиков мотивированных разъяснений по тем или иным вопросам налогообложения в порядке, определенном ст. 105.30 НК РФ. Мотивированное мнение при этом может быть направлено в адрес организации и по инициативе ФНС (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).
  3. Освобождение налогоплательщика от ответственности за те его действия, что обусловлены следованием мотивированным разъяснениям контролеров (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Недостатки налоговый мониторинг также имеет. К ним можно отнести:

  • тот факт, что возможность пользования налоговым мониторингом установлена главным образом для крупных бизнесов;
  • установление для налогоплательщика обязанности исполнять мотивированное решение ФНС, хотя оно может быть принято не в интересах предприятия;
  • неучастие сторонних (независимых экспертов) в выработке мотивированных мнений ФНС, а также в рассмотрении спорных вопросов налогообложения при налоговом мониторинге.

Посмотрим, на что могут указанные недостатки налогового мониторинга повлиять в процессе взаимодействия налогоплательщика и ФНС. 

Ограничения для небольших бизнесов

Обратиться в ФНС и запросить налоговый мониторинг в отношении своей деятельности могут организации, которые (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • за полный год ведения деятельности, предшествующий году, в котором подается заявление об инициировании налогового мониторинга, заплатили в бюджет не менее 300 млн рублей НДС, НДПИ, налога на прибыль, акцизов;
  • за тот же период получили доходы в величине не менее 3 млрд рублей;
  • по состоянию на 31 декабря года, предшествующего переходу на мониторинг, имеют активы стоимостью не менее 3 млрд рублей.

При этом указанные критерии должны соблюдаться в совокупности. Так, у фирмы может быть выручка, условно говоря, в 30 млрд рублей, но активы — в размере 1 млрд рублей за полный год деятельности, что предшествует тому, в котором инициирован переход на налоговый мониторинг. В этом случае организация не получит от ФНС согласия на проведение данной процедуры.

Подпишитесь на рассылку

Таким образом, ощутить преимущества налогового мониторинга даже среднему бизнесу (по критериям, установленным постановлением Правительства России от 04.04.2016 № 265) пока невозможно. 

Обязательность исполнения мотивированного мнения

В соответствии с п. 7 ст. 105.30 НК РФ исполнение мотивированного мнения ФНС для налогоплательщика обязательно. Данное мнение — не рекомендация, а строгое предписание. Если оно не будет исполнено, то ФНС вправе инициировать выездную проверку фирмы (подп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Выше мы отметили, что фирма, совершившая налоговое правонарушение вследствие выполнения мотивированного мнения ФНС при налоговом мониторинге, освобождается от ответственности. Но, несмотря на это, предприятию может потребоваться доказать, что правонарушение совершено именно по причине следования мнению ФНС. Не исключено, что для этого потребуется судебное разбирательство, на которое фирме придется тратить силы и средства.

Вот почему вместо участия в налоговом мониторинге, которое сопровождается получением непроработанных мотивированных мнений от ФНС, фирме может быть проще нанять в штат квалифицированных юристов с узким отраслевым профилем (что крупному бизнесу вполне по силам), которые обеспечат налоговый учет на должном уровне (при необходимости взаимодействуя с той же ФНС, но вне мониторинга). Частота появления налоговых нарушений в таких случаях и, как следствие, объем затрат на судебные споры могут быть ниже, чем если бы налоговый мониторинг осуществлялся. 

Соблюдает ли нейтралитет ФНС?

ФНС — это госструктура, которая заинтересована, прежде всего, в задействовании как можно большего количества законных механизмов для обеспечения денежных поступлений в бюджет страны. Поэтому в тех ситуациях при налоговом мониторинге, когда перед ведомством стоит дилемма — принять решение в интересах фирмы или рекомендовать ей поступить так, чтобы пополнился бюджет государства, ФНС, скорее всего, предпочтет второй вариант.

Вероятность такого выбора высока еще и потому, что в ходе выработки мотивированного мнения ведомством, ведущим налоговый мониторинг, не предполагается привлечения сторонних лиц с нейтральной позицией — экспертов, консультантов, аудиторов. В то время как при налоговых проверках привлечение экспертов возможно (письмо ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Поэтому вполне правомерно говорить о том, что до тех пор, пока к участию в налоговом мониторинге не будут системно привлекаться незаинтересованные (и в то же время компетентные) лица, функционирование института налогового мониторинга будет осуществляться в интересах, прежде всего, ФНС.

***

Налоговый мониторинг — инновационная версия налогового контроля. Пока в нем могут принимать участие только крупные бизнесы. При наличии неоспоримых преимуществ налогового мониторинга у него есть ряд существенных недостатков, например в виде смещения направленности мониторинга в сторону интересов ФНС.

Предыдущий материал Следующий материал

С 1 января вступили в силу поправки в первую часть Налогового кодекса, вводящие принципиально новую форму налогового контроля. Это налоговый мониторинг, который проводится по решению налогового органа на основании заявления налогоплательщика. Концепция законопроекта разрабатывалась два года, в это время действовали пилотные проекты с пятью крупными налогоплательщиками, и они, как и ФНС, признали эксперимент успешным.

Основные характеристики

Налоговый мониторинг в течение года заменяет камеральные и выездные налоговые проверки на постоянный (при необходимости — онлайн) доступ налогового органа к документам, информации и информационным системам налогоплательщика. Порядок доступа определяется регламентом информационного взаимодействия, который согласуется в отношении конкретного налогоплательщика.

Закон устанавливает ряд критериев для потенциальных участников мониторинга:

1) сумма подлежащего к уплате НДС, налога на прибыль, акцизов и НДПИ от 300 млн руб. в год;

2) налогоплательщик в предшествующем году должен обратиться с просьбой о налоговом мониторинге;

3) сумма доходов в предшествующий год — от 3 млрд руб.;

4) не менее этой величины должна быть и стоимость активов.

Первоначально в законопроекте эти критерии были выше (500 млн, 5 млрд и 10 млрд руб. соответственно), но в ходе обсуждения были смягчены. По оценкам ФНС, количество потенциальных участников налогового мониторинга — порядка 2000 организаций.

Урегулирование спорных вопросов налогообложения в ходе налогового мониторинга осуществляется посредством мотивированных мнений налоговиков. Мотивированное мнение может быть направлено налогоплательщику по инициативе налоговиков, если те выявят ошибки или расхождения в представленных документах и потребуют их устранить. Налогоплательщик может и сам запросить мотивированное мнение, чтобы избежать неоднозначного толкования законодательства и расхождений в правовой оценке своих операций.

Мотивированное мнение можно оспорить в ходе взаимосогласительной процедуры в ФНС. Если налогоплательщик согласился с мнением ФНС и скорректировал данные налогового учета или налоговой декларации, он освобождается от пени и штрафа. Для участия в налоговом мониторинге с 1 января 2016 г. заявление об этом нужно подать до 1 июля 2015 г. Для участников консолидированной группы налогоплательщиков эти сроки смещены на год вперед.

Подобные формы взаимодействия налогоплательщиков и налоговиков используются в Великобритании, США, Канаде, Нидерландах и еще почти в двух десятках государств. Несмотря на технические отличия подходов налоговых органов в различных юрисдикциях, их сущность сводится к одному: налогоплательщик и налоговый орган взаимодействуют постоянно, в оперативном режиме, и согласуют подходы к налогообложению хозяйственных операций без вынесения полномасштабного налогового спора в суд.

Преимущества

Есть два ключевых достоинства налогового мониторинга для налогоплательщиков. Первое и основное — это возможность избежать процедуры (особенно выездной проверки), которая является для организации несомненным стрессом: нарушение нормального рабочего ритма бухгалтерии, необходимость подготовки большого объема документов, предоставление объяснений проверяющим, а по итогам проверки — длительная административная и судебная тяжба. Модель налогового мониторинга устраняет саму процедуру проверки и спор по ее результатам. Спорные позиции должны согласовываться в ходе налогового мониторинга.

Второе преимущество — это возможность для менеджмента организации планировать бизнес с учетом позиции налогового органа, заранее согласованной с помощью мотивированных мнений. Закон не только позволяет организации отреагировать на мотивированное мнение налоговиков, но и сделать «работу над ошибками» путем подачи уточненной налоговой декларации и уплаты доначисленного налога. Если организация видит налоговые риски, она может запросить мотивированное мнение самостоятельно, а при необходимости представить свои аргументы в ходе взаимосогласительной процедуры и спланировать налоговый учет исходя из позиции налоговиков.

Проблемы

Наряду с этими удобствами новой форме налогового контроля присущи и некоторые недостатки. Прежде всего, это отсылочные нормы в тексте закона. Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия, форма заявления о проведении налогового мониторинга, порядок направления налогоплательщику требования о представлении документов, порядок представления документов в электронном виде, форма и требования к составлению мотивированного мнения — все это предполагается урегулировать актами ФНС. Они будут обладать меньшей юридической силой, чем закон, поэтому можно предположить значительное количество споров по содержанию этих актов и практике их применения.

Есть и вопрос раскрытия налогоплательщиками информации. Он имеет технический характер: организации используют различные электронные системы учета, протоколы передачи данных, политики информационной безопасности и т. д. Актуален и вопрос объема и периодичности раскрытия данных учета налоговикам: будет ли это полноценный доступ онлайн или периодические срезы по регистрам налогового учета.

Налоговый мониторинг не устраняет контроль соответствия рыночных цен как еще одну контрольную нагрузку на налогоплательщика. Теперь территориальные органы ФНС обязаны информировать центральный аппарат о фактах контролируемых сделок, а ФНС должна проводить по ним проверки. Мотивированное мнение по соответствию цен в таких сделках налоговые органы направлять не вправе.

Закон не определил виды налогов, к которым применяется мониторинг. Если исходить из того, что это все налоги и сборы, необходимо будет отследить практику реализации мониторинга с учетом различных отчетных и налоговых периодов по разным налогам и сборам, а также с учетом процедуры возмещения НДС из бюджета.

Еще одна проблема: организация может запросить мотивированное мнение по вопросам «совершенных фактов хозяйственной жизни организации». А вот чтобы уточнить позицию чиновников заблаговременно перед совершением сделки для оценки будущих налоговых рисков, придется по-прежнему запрашивать разъяснения Минфина и прибегать к помощи налоговых консультантов.

В ряде случаев организация может получить налоговую проверку и в ходе налогового мониторинга. Например, если не выполнено мотивированное мнение налогового органа или к возмещению из бюджета предъявлен налог, а его сумма к уплате уточнена. Таким образом, условие мониторинга — определенный уровень сотрудничества налогоплательщика с налоговым органом и регулярное пополнение бюджета.

Налоговый мониторинг — революционное нововведение. Эта форма налогового контроля может существенно облегчить жизнь крупным налогоплательщикам, которые готовы оперативно раскрывать налоговикам данные налогового учета. Но некоторые налогоплательщики могут занять выжидательную позицию, пока не станет понятна практика использования подзаконных актов ФНС, о которых говорилось выше, и пока не сформируется судебная практика по возможным спорам по результатам мониторинга.

Новости СМИ2 24 Августа 2020Как подать заявление о переходе на мониторинг

Налоговый мониторинг предусматривает регулярное взаимодействие компании с налоговой инспекцией в режиме реального времени. При выявлении нарушения налоговики не принимают решение о привлечении к ответственности, а составляют мотивированное мнение.

Срок выполнения налогового мониторинга – с 1 января проверяемого года до 1 октября следующего года. В этот период обычно не назначаются выездные и камеральные налоговые проверки.

Запрашивать проведение налогового мониторинга могут крупные организации, соответствующие одновременно ряду условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ превысила 300 млн рублей за предыдущий год;
  • доходы по данным бухотчетности составили не менее 3 млрд рублей за предыдущий год;
  • балансовая стоимость активов на конец прошлого года составляла не менее 3 млрд рублей.

Приведенные условия должны соблюдаться, если организация впервые подает заявление на проведение налогового мониторинга. В случае продления его на очередной период, придерживаться всех критериев необязательно (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

Министерство финансов разработало проект, предусматривающий более доступный налоговый мониторинг. Предлагается скорректировать правила перехода на такую систему налогового контроля, в том числе снизить лимиты для налогоплательщиков (налоги – до 100 млн рублей, доходы по бухотчетности и стоимость активов – до 1 млрд рублей). Таким образом, большее количество компаний смогут воспользоваться преимуществами налогового мониторинга.

Заявление о проведении налогового мониторинга

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@.

К заявке прилагается:

  • регламент информационного взаимодействия, составленный согласно Приложениям 3 и 4 к Приказу ФНС России от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@;
  • сведения об участниках, доля участия которых в компании больше 25 процентов (организации и физлица);
  • учетная политика за год, в котором подается заявление;
  • документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Отправить пакет документов нужно в налоговый орган по месту нахождения предприятия или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Подать заявление на проведение налогового мониторинга за 2021 год можно не позже 1 октября 2020 года.

Для продления мониторинга на второй и третий год заявление не нужно – это происходит автоматически. Для продления на четвертый год направить заявку следует до 1 сентября текущего года включительно. Максимальный срок налогового мониторинга не ограничен.

Отказаться от налогового мониторинга на следующий год можно, отправив в инспекцию уведомление до 1 декабря текущего года.

Ход проведения налогового мониторинга

Обязанности налогоплательщика во время налогового мониторинга:

  • раскрыть налоговикам информацию по финансово-хозяйственной деятельности.

Объем представляемых сведений заранее определяется в Регламенте информационного взаимодействия и зависит от оценки системы внутреннего контроля компании (п. 6 ст. 105.26 НК РФ, Приложение N 8 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля). Налоговая может запросить дополнительные документы или пояснения.

  • раскрыть риски, выявленные системой внутреннего контроля (разд. VII Требований к организации системы внутреннего контроля, Приложение N 1 к Требованиям).

Налогоплательщик вправе запрашивать мотивированное мнение налоговой по вопросам расчета и перечисления налогов или страховых взносов.

Налоговая инспекция в ходе мониторинга:

  • комплексно анализирует риски юридического лица;
  • оценивает эффективность работы внутреннего контроля;
  • проводит текущий анализ операций организации на основе представленных данных;
  • при необходимости привлекает экспертов или специалистов;
  • запрашивает дополнительные документы, пояснения.

При выявлении несоответствий в документах, налоговики могут потребовать представить пояснения (в течение 5 рабочих дней) или внести корректировки (на это отводится 10 рабочих дней).

Мотивированное мнение налоговой

Если в расчете или уплате налогов (неправильное исчисление, несвоевременная уплата) обнаружены нарушения, инспекция оформляет мотивированное мнение, где определяет свою позицию, оценивает порядок осуществления и результаты сделок с учетом налогового законодательства. Мотивированное мнение не является решением о привлечении к ответственности и не налагает штраф на компанию, но оно обязательно для выполнения, как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Срок его отправки в организацию – пять дней со дня составления.

Также налоговый орган может составить мотивированное мнение по запросу налогоплательщика.

Если организация согласна с положениями, указанными в мотивированном мнении, необходимо в течение месяца уведомить об этом инспекцию и подтвердить выполнение требований. В этом случае налогоплательщика не оштрафуют и не начислят пени.

Если компания не согласна с мотивированным мнением, следует в течение месяца сообщить о разногласиях в налоговую – для их разрешения проводится взаимосогласительная процедура, по итогам которой мотивированное мнение может быть оставлено без изменений или откорректировано.

Для контроля предприятия, не выполнившего мотивированное мнение, налоговая организует выездную проверку, по результатам которой сможет привлечь к ответственности и доначислить налоги и взносы.

Документ:Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга»

Налоговые проверки 2020

Бесплатный сборник материалов от КонсультантПлюс «Налоговые проверки. Ответы на требования» содержит образцы ответов на запросы налоговой, жалоб в вышестоящие органы, возражений по акту проверки и т.д.

gi234.jpg

image
Фото Александра Николаева / Интерпресс / ТАСС
Бизнесу не стоит бояться повышенного внимания со стороны ФНС — это полезно и даже выгодно компании. Малому и среднему бизнесу уже сейчас пора присматриваться к опыту крупнейших налогоплательщиков и позволить ФНС постоянно мониторить сведения о себе

В начале года ФНС подвела итоги налогового мониторинга в России за 2017 год. Компании, которые присоединились к системе, на 30% сократили трудозатраты на сопровождение налоговых проверок, говорит служба. По мере роста их числа, эффект сокращения административных издержек для всех экономических секторов может быть ощутимым.

Малому и среднему бизнесу уже сейчас пора присматриваться к опыту крупнейших налогоплательщиков: не исключено, что в ближайшие годы дистанционный режим проверок будет введен и для них. Как минимум в ФНС об этом уже начинают говорить. Зимой на Инвестиционном форуме в Сочи руководитель ФНС Михаил Мишустин попросил правительство подключить к налоговому мониторингу все государственные компании, а не только крупнейшие.

Как это работает

По оценкам PwC, сегодня налоговый мониторинг используют уже около 20 стран, но российский опыт внедрения режима особенно интересен потому, что в программе участвуют крупнейшие налогоплательщики страны — лидеры нефтегазовой, транспортной и телекоммуникационной отраслей, финансового сектора и электроэнергетики.

В России налоговый онлайн-мониторинг ввели в 2016 году, но не все налогоплательщики могут присоединиться к этой системе – пока только самые крупные. По оценкам ФНС, с середины 2016 по 2018 год сумма налогов, полученных после работы c проверяющими по новому режиму, превысила 23 млрд рублей.

Новая система налогового мониторинга работает на специальной платформе и представляет собой комплексную систему, которую компании настраивают совместно с ФНС. Соответственно, к ней подключены две стороны – налогоплательщики и проверяющие. Первые предоставляют в систему необходимые налоговые показатели и регистры, электронные карточки проводок, сканы и копии. Вторые в любое время анализируют доступные документы (счета, договора, акты и т.д.).

Сегодня компании могут перейти на налоговый мониторинг если сумма начисленных налогов за предыдущий год — не менее 300 млн рублей, сумма доходов организации за предыдущий год – не менее 3 млрд рублей, совокупная стоимость активов организации – не менее 3 млрд рублей.

По данным ФНС, к концу 2018 года на налоговый мониторинг перешли 44 крупнейших российских компании, которые дают бюджету 12,25% налогов. Среди них ЛУКОЙЛ, «Газпром», «Роснефть», НОВАТЭК, ВТБ, РЖД и «Аэрофлот». Проект «Аэрофлота» в 2019 году получил премию профессионального сообщества ИТ-директоров России Global CIO в номинации «Информационные технологии для финансовой службы».

Авиакомпания перешла на дистанционный режим в 2018 году, когда создала единую «Витрину данных», которая позволяет представителям ФНС в режиме онлайн получать детальные расшифровки налоговой и бухгалтерской отчетности. Информация о деятельности компании и ее контрагентов для проверяющих прозрачна и доступна в любое время. Работники ФНС России могут просматривать скан-образы первичных учетных документов из электронного архива через личный кабинет. За шесть месяцев 2018 года благодаря налоговому мониторингу у «Аэрофлота» на 7% сократились затраты на налоговое администрирование, на 40% уменьшилось число запросов от налоговых органов, в пять раз уменьшилось количество предоставляемых документов.

В 2019 году к налоговому мониторингу присоединился «Газпром-экспорт», который также решил выбрать комплексное решение в качестве платформы для работы в режиме реального времени с ФНС.

Кому выгодно

Налоговый мониторинг – это выгодно и для ФНС, и для компаний, так как позволяет сократить издержки, связанные с налоговым контролем.

Для налогоплательщика существенное преимущество – это уменьшение периода, открытого для налоговой проверки, с 5 лет и 1 месяца до 1 года и 9 месяцев. Взаимодействовать с ФНС компания может несколькими способами. Наиболее эффективный вариант – это использовать возможности системы для дополнительного контроля. Система позволяет удостовериться, что показатели, отражаемые в налоговой отчетности, рассчитаны верно.

Бизнесу не надо бояться повышенного внимания со стороны ФНС — это полезно и даже выгодно компании. Например, можно развивать процессы налогового планирования и прогнозирования – консультироваться с ведомством, чтобы понять, как с точки зрения ФНС будут выглядеть будущие сделки. В конце декабря Михаил Мишустин ФНС  признавал (в интервью РБК), что «крупные налогоплательщики и компании на бирже заинтересованы в том, чтобы открыться <…> Пока все аккуратно себя ведут».

Автоматизация самоконтроля

Из опыта наших заказчиков можно сказать, что построение службы внутреннего контроля (СВК) выглядит первоочередной задачей. Ее будет оценивать ФНС на уровень налоговых рисков и даже тестировать качество предоставляемых первичных документов. Уровень «зрелости» СВК влияет на количество ошибок, а они, в свою очередь, на качество отчетности. И в данном случае налоговый мониторинг можно рассматривать как некий рентген качества.

Таким образом, бизнес при налоговом мониторинге больше концентрируются на рисках и контрольных процедурах внутри себя, и здесь как раз начинается настоящая автоматизация процессов. Сама система для налогового мониторинга постоянно технологически развивается: встраиваются решения по роботизации для помощи в корректировке налоговых ошибок, не за горами и создание чат-бота для общения с сотрудниками ФНС.   

Мы видим, что за налоговым мониторингом будущее. Первыми этот путь проходят крупнейшие компании — за три года их число выросло в шесть раз. Затем последуют предприятия среднего и малого бизнеса. Они более мобильны в силу своего размера, многие быстро внедряют технологические новшества. Но все-таки мы советуем менее крупным компаниям уже сейчас начинать изучать опыт работы с новой налоговой платформой. ФНС давно заявила о росте прозрачности в сфере налогов, поэтому надо быть готовым, что в скором времени онлайн-общение с проверяющими станет реальностью для большинства компаний и предпринимателей страны.

Подпишитесь на рассылку Forbes Все сразу Лучшее за день Лучшее за неделю Идеи для бизнеса

Федеральный закон от 29.12.2020 N 470-ФЗ внес изменения в нормы НК РФ, регулирующие порядок осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга. Поправки вступят в силу с 1 июля 2021 года.

Организации смогут обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга при соблюдении следующих условий:

сумма налогов за год, предшествующий году подачи заявления, составляет не менее 100 млн руб., и в нее включили также НДФЛ и страховые взносы (ранее – 300 млн руб.);

сумма доходов за год, предшествующий году подачи заявления, составляет не менее 1 млрд руб. (ранее – 3 млрд руб.);

совокупная стоимость активов на 31 декабря года, предшествующего году подачи заявления, составляет не менее 1 млрд руб. (ранее – 3 млрд руб.).

Заявление можно будет подать не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (ранее – не позднее 1 июля).

Также в НК РФ появится правило по автоматическому продлению налогового мониторинга в случае неподачи до 1 декабря года, в котором проводится мониторинг, заявления об отказе от него в следующем году. Срок налогового мониторинга может быть продлен и при подаче уточненной декларации (подп. «б» п. 8 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ).

Кроме того, уточнен регламент информационного взаимодействия между налоговым органом и организацией в ходе налогового мониторинга, случаи проведения камеральных и выездных проверок и проведения осмотра, порядок истребования документов и составления мотивированного мнения. Об этом подробнее можно узнать в Обзоре «Систему налогового мониторинга расширят и скорректируют проект принят в третьем чтении»

Почитать о том, что такое налоговый мониторинг и как при нем происходит взаимодействие с налоговыми органами, можно в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

Читайте подробнее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: