Срок приостановления выездной налоговой проверки

Остановка по требованию

  • image 626

Выездная налоговая проверка – серьезное мероприятие, к которому необходимо быть готовым. Провести внутренний аудит, проверить наличие необходимых документов за проверяемый период, провести инструктаж сотрудников. Многих волнует: если произошла приостановка выездной налоговой проверки – это плохо? Стоит ли предпринимать дополнительные меры?

Как выглядит выездная проверка

Основное отличие выездной проверки – она проводится на вашей территории. Цель проверки – налоги за определенный период (не более трех лет до года вынесения решения о проверке, согласно п. 4 ст. 89 НК РФ), корректность их исчисления и своевременность выплат. Период проверки обязательно ограничен и закреплен документально.

Под одну проверку могут попасть несколько налогов. Но за конкретный период определенный налог не могут проверять чаще одного раза (п. 5 ст. 89 НК РФ). Если в этот же период проверяли обособленное подразделение или филиал – в части количества проверок их учитывают как отдельные предприятия.

Без специального разрешения местная налоговая не может проверять организацию чаще двух раз за год.

Стандартный срок проведения – два месяца. Максимальный – шесть (п. 6 ст. 89 НК РФ). Причины продления свыше стандартного срока перечислены в Приложении 4 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/189. Сроки меняют по следующим причинам:

  1. Проверяют налогоплательщика из категории крупнейших.
  2. Имеется информация о нарушениях, требующая дополнительного исследования.
  3. Территория проверки непригодна для работы по причине стихийных обстоятельств.
  4. Наличие в составе предприятия обособленных подразделений.
  5. Нарушение налогоплательщиком сроков предоставления документов, истребованных проверяющими.
  6. Другие осложняющие обстоятельства, влияющие на скорость работы проверяющих органов.

Для чего вводят паузу

Приостановление назначает только руководитель или заместитель руководителя территориальной ФНС.

Основания обычно такие:

  • получение документов или информации, касающейся деятельности налогоплательщика, конкретной сделки, состава учредителей и т.д.;
  • при наличии контрагентов-нерезидентов РФ, для получения обратной связи по запросам в их адрес;
  • проведение экспертиз с привлечением третьих лиц в качестве эксперта;
  • если есть необходимость перевода документации с иностранного языка.

Невозможно однозначно сказать, сколько раз всего может быть приостановлена одна проверка. Но есть ограничение по пункту истребования документов. В отношении одного юридического лица по этой причине проверка может быть приостановлена только один раз (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Возобновление выездной налоговой проверки, так же как и приостановление, происходит только при наличии решения руководителя либо заместителя руководителя проверяющей налоговой.

Как уже говорилось, общий срок приостановления не может превышать шести месяцев. За одним исключением. Если отправлен запрос иностранному контрагенту или в иностранные международные органы и в течение полугода не получено ответа, по этой причине проверка может быть продлена до 9 месяцев в общей сложности.

Обратите внимание, что на срок приостановления на территории вашего предприятия не могут находиться сотрудники налоговой и продолжать свою деятельность.

Почему может назначаться повторная выездная проверка

Все правила, касающиеся налоговой проверки в части регламента и сроков, в той же мере относятся и к повторной выездной налоговой проверке.

Таковую могут назначить в рамках проведения вышестоящим органом проверки налоговой, которая проводила первую проверку.

Другая причина – после первичной проверки налогоплательщиком была предоставлена «уточненка». Тогда та же ФНС повторно проверяет период, за который подана уточненная декларация.

Вне всякой связи с первой проверкой может быть проведена проверка при ликвидации или реорганизации юридического лица.

Таким образом, приостановление выездной налоговой проверки – нормальный процесс, который не должен пугать предпринимателя. Важно на срок приостановления собрать все требуемые документы или содействовать их получению налоговыми органами. При назначении и окончании проверки уделяйте пристальное внимание корректному оформлению документов налоговыми органами.

Похожие статьи

база знаний 321 Обжалование акта выездной налоговой проверки база знаний 3 444 Ответственность за использование нелицензионного программного обеспечения база знаний 1 307 Выездная налоговая проверка по НДФЛ база знаний 991 Внеплановая выездная налоговая проверка база знаний 319 Продление срока выездной налоговой проверки база знаний 3 473 Как узнать о выездной налоговой проверке база знаний 164 Срок проведения выездной налоговой проверки база знаний 386 Выемка документов при выездной налоговой проверке база знаний 395 Порядок проведения выездной налоговой проверки —>

Налоговый кодекс РФ допускает приостановление проведения выездной налоговой проверки. Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев.

В случае если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Срок приостановления выездной проверки определяется в каждом конкретном случае руководителем налогового органа исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления проверки.

Основания для приостановления выездной проверки указаны в п. 9 ст. 89 НК РФ:

1) истребование документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 настоящего Кодекса;

2) получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведение экспертиз;

4) перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Перечень оснований для приостановления выездной проверки является закрытым.

Закон устанавливает последствия приостановления выездной проверки.

Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ на период приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются:

1) действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки;

2) действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Следовательно, НКРФ обозначает два вида действий, которые не могут осуществляться в рамках приостановленной выездной налоговой проверки. Это позволяет сделать вывод, что иные действия могут проводиться налоговой службой в обычном порядке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Общий срок выездной налоговой проверки может составить 12 месяцев, а в некоторых случаях даже 15 месяцев.



62. Приостановление проведения выездной налоговой проверки

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования дополнительных документов (информации) в соответствии с пунктом 1 ст. 93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному выше, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. В случае если проверка была приостановлена по основанию получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Для обеспечения единообразия процедур проведения выездных налоговых проверок, предусмотренных Налоговым кодексом, Федеральная налоговая служба направила письмом от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 рекомендации для использования в работе территориальных налоговых органов.

 

Решение о проведении выездной проверки

 Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

— по месту нахождения организации;

— по месту жительства физического лица;

— по месту налогового учета крупнейшего налогоплательщика;

— по месту налогового учета ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков;

— по месту налогового учета иностранной организации.

Указанные решения подписываются руководителем (заместителем руководителя) соответствующего налогового органа.

 

Подготовка к проверке

 Решением о проведении проверки назначается руководитель проверяющей группы, а по месту нахождения обособленных подразделений – руководитель проверяющей бригады.

Руководитель проверяющей группы (бригады):

— изучает материалы предпроверочного анализа;

— определяет мероприятия налогового контроля, необходимые для подтверждения предполагаемых налоговых правонарушений и сбора доказательственной базы;

— составляет программу проведения выездной налоговой проверки;

— согласовывает ее с начальником отдела выездных проверок.

Программа проверки:

— разрабатывается в разрезе налогов и вопросов, подлежащих проверке;

— содержит перечень и последовательность необходимых действий, направленных на сбор доказательственной базы по каждому предполагаемому факту налогового правонарушения;

— устанавливает примерные сроки проведения мероприятий с указанием конкретных исполнителей данных мероприятий.

Программа проведения проверки утверждается начальником (заместителем начальника) соответствующего налогового органа.

 

Вручение решения проверяемому лицу

 Решение о проведении выездной налоговой проверки:

— вручается налогоплательщику;

— в случае невозможности вручения направляется по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика, и по адресу регистрации его руководителя;

— соответствующие экземпляры направляются сопроводительным письмом в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения (не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения);

В случае выездной налоговой проверки организации в целом проведение проверки в части обособленного подразделения не может быть начато ранее проведения проверки головной организации.

Предъявление служебных удостоверений и решения является основанием доступа проверяющих на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилого помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц).

 

Место проведения выездной налоговой проверки

 Проверка проводится:

— на территории (в помещении) налогоплательщика;

— (или) по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки.

Решение о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

— при наличии письменного заявления проверяемого лица;

— (или) на основании докладной записки руководителя проверяющей группы.

При необходимости может быть проведен осмотр территорий (помещений) налогоплательщика.

Проверяемое лицо уведомляется о принятом решении.

 

На заметку

Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч.1 ст. 19.4.1 КоАП РФ).

 

Обратите внимание! Отсутствие возможности предоставления помещения для проведения проверки не препятствует доступу проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика (за исключением жилых помещений), а также проведению мероприятий налогового контроля (осмотр, инвентаризация, выемка документов и предметов).

В случае изменения места нахождения (места жительства) налогоплательщика в ходе проведения выездной налоговой проверки, проверка продолжается налоговым органом, принявшим решение о проведении проверки. При этом мероприятия налогового контроля, связанные с нахождением проверяющих на территории или в помещении налогоплательщика, могут проводиться должностными лицами налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика, включенными в состав проверяющей группы.

Срок проведения выездной налоговой проверки

 Срок проведения  проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке и не может продолжаться более двух календарных месяцев.

Срок проведения проверки может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях — до 6-ти месяцев по основаниям и в порядке, установленным приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.

Приостановление и возобновление проверки

 На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка может быть приостановлена для:

1) истребования документов (информации) у третьих лиц в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ (не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Возобновление проверки также оформляется решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Общий срок приостановления проверки не может превышать шесть месяцев.

В случае, когда проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Окончание проведения выездной налоговой проверки

 В последний день проведения проверки руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Акт подписывают лица, проводившие проверку, и лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (его представитель). Об отказе проверяемого лица (его представителя) подписать акт в акте делается соответствующая запись.

Акт вручается проверяемому лицу (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения в течение 5 рабочих дней с даты этого акта.

В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается 6-й рабочий день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

 

Участие полиции в выездной проверке

 Проведение выездной налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел регламентируется Инструкцией, утвержденной приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009.

Привлекать полицию для участия в выездных проверках рекомендуется в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих:

— о необоснованном возмещении НДС, акциза (зачета или возврата иного налога);

— признаков необоснованного предъявления НДС, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

— если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

— при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок», используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Запрос об участии сотрудников полиции в выездной (повторной выездной) проверке может быть направлен как до начала проверки, так и в процессе ее проведения.

 

Контрольные мероприятия, проводимые одновременно с выездной проверкой

 Одновременно с выездной налоговой проверкой могут проводиться иные виды контрольной работы налоговых органов, не относящиеся к налоговому контролю, но осуществляемые в соответствии с законодательством РФ. Например, проверка соблюдения валютного законодательства; контроль выполнения кредитными организациями установленных Налоговым кодексом обязанностей; контроль применения контрольно-кассовой техники и др.

Нарушения иного законодательства, выявленные в ходе выездной проверки

 В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений иного законодательства РФ, не относящихся к цели выездной налоговой проверки, они отражаются в акте проверки только в случае, если данными фактами обусловлены деяния, содержащие признаки налоговых правонарушений. О фактах нарушений иного законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями (федерального и регионального уровней) сообщается в соответствующий территориальный орган такого ведомства, центральный аппарат ведомства.

Что может сделать компания-налогоплательщик

Сколько может длиться выездная налоговая проверка? Казалось бы, простой вопрос. В ст. 89 Налогового кодекса говорится: два месяца на проверку с возможным продлением до полугода. Плюс еще шесть месяцев на все возможные приостановления. Получаем год. Если среди контрагентов или учредителей налогоплательщика есть иностранные компании, о которых проверяющие могут попытаться получить информацию от иностранных налоговых органов, к получившемуся году можно смело добавить три месяца. По закону получается максимум 15 месяцев. Но на практике часто выходит иначе.

После выездной налоговой проверки налогоплательщик получает акт проверки, в котором описываются все выявленные налоговиками нарушения. В установленный законом срок (месяц с момента вручения акта налоговой проверки налогоплательщику) компания готовит возражения на акт проверки, а затем представители налогоплательщика приглашаются на обсуждение материалов проверки. В принципе, после этого налоговый орган должен вынести решение о привлечении к налоговой ответственности (либо об отказе от привлечения) или же о дополнительных мероприятиях налогового контроля. Но тут налоговый орган вдруг откладывает рассмотрение материалов проверки (по нашей практике, на месяц). Через месяц представители налогоплательщика и инспекции собираются снова. Доводы налогоплательщика опять заслушиваются, и налоговый орган опять откладывает рассмотрение материалов проверки.

Почему так происходит? Причин несколько. Ресурсы налоговых инспекций ограничены, и порой уход в отпуск даже 2–3 специалистов становится непреодолимым препятствием для подготовки решения по итогам выездной налоговой проверки. Часто рассмотрение материалов проверки откладывается, потому что налоговая инспекция должна согласовать позицию, например, с позицией управления ФНС в регионе. Но основная причина все же в том, что, откладывая рассмотрение материалов проверки, налоговый орган выигрывает время, чтобы продолжить изучение деятельности компании. Формально никаких мер налогового контроля в период рассмотрения материалов проверки проводить нельзя (налоговый орган не направляет требований налогоплательщику, не приходит с выемкой и не допрашивает свидетелей), но ничто не мешает инспекции изучать уже полученные документы и обращаться с запросами информации в другие компании и государственные органы (в том числе иностранные).

В моей практике рассмотрение материалов проверки по крупной компании откладывалось восемь раз, из-за этого решения по итогам выездной налоговой проверки налогоплательщик ждал почти два года.

Налоговый кодекс никак не регламентирует процедуру отложения рассмотрения материалов проверок и не устанавливает никаких ограничений относительно количества таких отложений.

Что же делать налогоплательщику? Обжалование неоднократно отложенных рассмотрений в вышестоящий налоговый орган ничего не дает, как ничего не дает и их обжалование в суде. Суды исходят из того, что чем дольше проверяется налогоплательщик, тем качественнее будет принятое налоговым органом решение.

Ранее по теме:Стоит ли вам ждать выездной налоговой проверки

Так, в областном арбитражном суде розничная сеть пыталась оспорить в суде неоднократные продления рассмотрения материалов налоговой проверки. Рассмотрение продлевалось, потому что инспекция ожидала ответа от налоговых органов Швейцарии на запрос об операциях двух аффилированных с компанией офшорных фирм по счетам в Credit Suisse AG. Ответ получен не был, и ФНС даже обратилась в Федеральный административный суд Швейцарии. Изучив представленные документы, арбитражный суд указал, что соблюдение сроков рассмотрения материалов налоговой проверки или дополнительных мер налогового контроля не является существенным условием процедуры рассмотрения. Иными словами, суд фактически дал налоговому органу возможность рассматривать материалы проверки сколь угодно долго.

Тем не менее в суд обращаться нужно. Если налогоплательщик добивается признания недействительными решений инспекций, принятых по итогам выездных проверок, в исковом заявлении в суд следует указать, сколько времени длились проверки и сколько раз откладывалось рассмотрение материалов. Аргумент о неоднократно отложенных проверках не станет в суде решающим, но может оказаться существенным в общей массе доказательств незаконности решения инспекции.

Новости СМИ2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: