Субъекты малого и среднего предпринимательства — критерии отнесения в 2021 году

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» определены условия отнесения юридических и физических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

-микропредприятия — 120 млн. рублей;

-малые предприятия — 800 млн. рублей;

1.4.2. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в отечественном законодательстве

Основным и, пожалуй, на данный момент единственным действующим документом, выделяющим малое предпринимательство из общей массы юридических лиц и ПБОЮЛ, с 1 января 2008 г. будет являться Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 208-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 88-ФЗ).

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным условиям (критериям).

Говоря о понятии юридического лица следует отметить, что оно должно обладать рядом отличительных признаков:

1. Наличие обособленного имущества (имущество, принадлежащее предприятию по праву собственности, например недвижимость, по праву хозяйственного ведения (субъектом этого права являются государственные предприятия), по праву оперативного управления (субъектом права является унитарное государственное предприятие), а также денежные средства организации, находящиеся на расчетных счетах в банках).

2. Приобретение и реализация гражданских прав (имущественных и личных неимущественных прав) от своего имени, а также самостоятельная ответственность по своим обязательствам. В зависимости от видов деятельности предприятие приобретает статус некоммерческой или коммерческой организации, статус определенной организационно-правовой формы (общества, кооператива, фонда и т. п.).

Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Такой документ отражает имущественную самостоятельность юридического лица.

3. Возможность быть истцом и ответчиком в суде. Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чье право нарушено, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным кодексом.

Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Критерии, в соответствии с которыми организации могут рассматриваться в качестве субъектов малого предпринимательства, также определены Законом № 208-ФЗ и подразделяются:

1) по цели деятельности

Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.

Обратимся к статьям 116–121 Гражданского кодекса РФ, описывающим некоммерческие организации. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Следовательно, все указанные организационно-правовые формы не могут относиться к малому предпринимательству.

ПРИМЕР

Ассоциация юридических лиц и ПБОЮЛ «Право», целью которой является правовая защита предпринимателей, являясь некоммерческой организацией, периодически проводит платные семинары, доход от которых используется на цели ассоциации.

Несмотря на осуществление платной деятельности, данная некоммерческая организация не является субъектом малого предпринимательства, поскольку извлечение прибыли не является основной целью ее деятельности.

2) по составу учредителей

Малыми предприятиями могут являться только коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов.

Кроме того, доля иностранных юридических лиц в уставном капитале предприятия также не должна превышать 25 процентов. При участии в уставном капитале иностранных физических лиц организация может являться субъектом малого предпринимательства независимо от доли иностранного капитала.

Следует обратить внимание, что согласно данному критерию – как, впрочем, и в соответствии с другими из ряда рассматриваемых, – не предусмотрено никаких ограничений в аспекте организационно-правовой формы предприятия.

ПРИМЕР

У ООО «Кодекс» имеются два учредителя – физических лица, имеющих равные доли (по 50 %). То есть по данному критерию нет оснований, отказать ООО «Кодекс» в статусе малого предприятия.

А вот если какой-либо из учредителей продаст свою долю юридическому лицу, не являющемуся субъектом малого предпринимательства, то в этом случае доля участия юридического лица, не являющегося субъектом малого предпринимательства, в уставном капитале превысит 25 процентов и ООО «Кодекс» не сможет считаться малым предприятием.

До настоящего момента остались неурегулированными некоторые вопросы по отнесению юридического лица к субъекту малого предпринимательства.

И раз решение по ним не было найдено в период практического использования статуса малого предпринимательства, то теперь, когда он не оказывает никакого влияния, эти вопросы долго не будут решены.

Так нередко бывает достаточно сложно определить, выполняется или нет требование законодательства относительно состава учредителей. Например, такая ситуация часто наблюдается в открытых акционерных обществах, акционерами которых может быть значительное число юридических лиц и состав учредителей которых может часто меняться.

Если уровень 25 процентов превышен не одним, а многими участниками АО, то определение статуса каждого из них представляется весьма затруднительным.

Следующий вопрос пока решается определенной неразвитостью рынка ценных бумаг, на котором обращаются акции только крупных организаций.

Если же в спекулятивной игре будут участвовать акции и относительно небольших компаний, то при достаточном интересе со стороны участников рынка будет происходить достаточно частая смена владельцев акций, что приведет к постоянной необходимости определения статуса каждого из них, и соответственно постоянной потере и приобретении статуса субъекта малого предпринимательства в зависимости от статуса нового владельца пакета акций.

3) по средней численности работников за отчетный период

Начиная с 2008 года к субъектам малого предпринимательства будут относиться фирмы, в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 4 Закона № 208-ФЗ.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Малыми предприятиями в настоящее время могут считаться только коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

– в промышленности – 100 человек;

– в строительстве – 100 человек;

– на транспорте – 100 человек;

– в сельском хозяйстве – 60 человек;

– в научно-технической сфере – 60 человек;

– в оптовой торговле – 50 человек;

– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

– в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

ПРИМЕР

Среднесписочная численность работников сельскохозяйственного предприятия за отчетный период составила 58 человек.

Данное предприятие имеет право на получение статуса малого предприятия, поскольку численность его работников не превышает предельное количество в 60 человек.

Для отнесения предприятия к той или иной отрасли необходимо руководствоваться ОК 029-2001 Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее ОКВЭД).

ПРИМЕР

Органом статистики предприятию присвоены ОКВЭДы 45.11.1, 45.21.1, 45.21.3.

Обратившись к Классификатору, сможем узнать, что коды 45.11.1 (Разборка и снос зданий, расчистка строительных участков), 45.21.1 (Производство общестроительных работ по возведению зданий), 45.21.3 (Производство общестроительных работ по прокладке) относятся к разделу F «Строительство».

Следовательно, вид деятельности данного предприятия – строительство, предельное число работников для получения статуса субъекта малого предпринимательства 100 человек.

Но не редкость ситуация, когда организация осуществляет несколько видов деятельности.

ПРИМЕР

ОАО «Нептун» занимается розничной торговлей морепродуктами, численность работников 25 человек, оптовой торговлей морепродуктами, численность работников 55 человек.

Как же определить, может ли в этом случае организация относиться к малому бизнесу?

Многопрофильные малые предприятия, то есть осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Предоставляемая законодательством альтернатива – годовой объем оборота или годовой объем прибыли – означает, что предприятие самостоятельно определяет, каким из этих показателей оно будет руководствоваться.

Выбранный вариант необходимо закрепить в приказе по учетной политике предприятия, и он должен оставаться неизменным в течение отчетного года.

ПРИМЕР

Воспользуемся данными предыдущего примера и предположим, что учетной политикой предприятия предусмотрено, что в целях определения, является ли данное предприятие малым, используется показатель наибольшей доли в годовом объеме прибыли.

При этом наибольшая доля в годовом обороте приходится на оптовую торговлю.

Наибольшую же долю в годовом объеме прибыли приносит розничная торговля, количество работающих в которой не превышает установленный предел.

Таким образом, ОАО «Нептун» может считаться малым предприятием.

Но чтобы твердо сказать, что предприятие имело такое-то среднее число работающих и соответственно может или не может считаться малым, необходимо определить среднесписочную численность работающих.

При расчете среднесписочной численности нередко забывают, что в ее состав включаются и работающие по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

ПРИМЕР

Среднесписочная численность штатных работников промышленного предприятия «Селена» в отчетном периоде составила 98 человек.

Предприятие в отчетном периоде не имело работников-совместителей и не заключало договоры гражданско-правового характера. Представительств, филиалов и других обособленных подразделений «Селена» не имеет.

Таким образом, предприятие «Селена» может считаться субъектом малого предпринимательства, так как промышленные предприятия могут считаться малыми при численности работников до 100 человек.

Но предположим, что среднесписочная численность штатных работников не изменилась, однако при этом предприятие заключило договоры гражданско-правового характера на выполнение строительных работ с работниками, среднесписочная численность которых составила 12 человек.

В этом случае общая среднесписочная численность предприятия с учетом работающих по договорам гражданско-правового характера превысит предел, установленный для промышленных организаций, и предприятие потеряет статус малого предприятия.

Если все определенные Законом № 208-ФЗ и перечисленные выше критерии соблюдены, то предприятие или предприниматель могут быть зарегистрированы в качестве субъекта малого предпринимательства.

Возникает вопрос – может ли организация продолжать считаться субъектом малого предпринимательства при превышении оговоренных законодательством критериев? Из анализа норм Закона № 208-ФЗ можно заключить, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, отвечающие определенным критериям. Таким образом, по нашему мнению, если предприятие или индивидуальный предприниматель не удовлетворяет установленным критериям, то предприятие не сможет считаться субъектом малого предпринимательства.

Закон № 208-ФЗ «наказывает» предприятие в случае, если предельный показатель численности работников будет превышен, путем лишения его предусмотренных законодательством льгот на период, в течение которого допущено указанное превышение, и, кроме того, на последующие три месяца.

Но такая норма не имеет своей практической значимости и не может реально повлечь какого-нибудь ухудшения финансового состояния предприятия. Ведь властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в ходе налогового контроля, регулирует законодательство о налогах и сборах. А в связи с этим положения иных нормативных правовых актов, не относящихся к законодательству о налогах и сборах, применяются в части, не противоречащей налоговому законодательству, и не могут дополнять и уточнять его содержание. Закон № 208-ФЗ не относится к законодательству о налогах и сборах, а лишь определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, а также формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. В связи с этим данная норма носит лишь декларативный характер.

И это без учета того, что льгот для вновь созданного малого бизнеса на данный момент законодательством не предусмотрено. То есть в данном случае говорится о лишении того, чего и так нет.

Субъект предпринимательства вправе претендовать на получение государственной поддержки малого и среднего бизнеса (налоговые льготы, преференции, гранты, субсидии), если он относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП).

Обратите внимание: Для участия Вашего проекта в конкурсах на соискание субссидий, грантов, льгот, преференций потребуется разработка бизнес-плана и презентации проекта по требованиям финансирующей организации, Министерства, Фонда. При необходимости получения данного вида льгот обращайтесь к нам!

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства указаны в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556:

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

для юридических лиц:

  • доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), подробнее
  • доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

Еще по теме субсидий, льгот, преференций: Плюсы индустриальных парков Плюсы территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах Плюсы особых экономических зон (ОЭЗ) Плюсы промышленных (отраслевых, территориальных) кластеров

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; 

в) среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

— микропредприятия — 120 млн. рублей (увеличен размер с 16.07.2015);

— малые предприятия — 800 млн. рублей (увеличено с 16.07.2015);

— средние предприятия — 2 000 млн. рублей (увеличено с 16.07.2015).

4. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Если численность сотрудников Вашей компании до 250 человек и выручка за предыдущий год менее 2 млрд. рублей, доля иностранных компаний или граждан и государства в уставном капитале, — то Вас можно отнести к субъектам малого и среднего предпринимательства для целей получения поддержки от государства. Кроме этого важны виды деятельности компании и ряд других факторов.

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,  сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта,   подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых)
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

21 января 2021 Субъекты малого и среднего предпринимательства — данный правовой статус наделяет его обладателей рядом преимуществ по отношению к иным субъектам предпринимательской деятельности. Кто и на основании каких признаков относится к ним, расскажем в настоящей статье.

Критерии МСП — сводная таблица

Чтобы понять, кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), необходимо обратиться к ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — ФЗ № 209). Представим критерии в виде таблицы.

Субъекты малого предпринимательства — критерии 2021 года 

Критерий

Содержание

Дополнительные критерии, особенности

Госрегистрация юрлица/ ИП

Обязательно для всех субъектов

Включение в единый реестр МСП

Организационно-правовая форма

Хоз. общества

Хоз. партнерства

Хоз. товарищества

Принадлежность акционерам/участникам:

— РФ или ее субъектам, муниципальным образованиям, общественным, религиозным или благотворительным фондам и организациям, не более 25% акций/долей;

— иностранным юрлицам и (или) юрлицам, не являющимся МСП, не более 49% акций/долей.

На хоз. общества не распространяются обязательные критерии по массовой доле участия РФ и иностранных юрлиц при соответствии общества хотя бы одному из следующих критериев:

— отнесение выпускаемых ими акций к инновационному сектору экономики в порядке, установленном Правительством РФ;

-участие в проекте «Сколково»;

-практическое применение результатов изобретений, достижений, ноу-хау и т.п, принадлежащих бюджетным/автономных научным или образовательным учреждениям;

-нахождение в списке организаций, поддерживающих развитие инноваций.

Иностранные юрлица

Все

Кооперативы (потребительский, производственный

Все

К(Ф)Х

Все

ИП

Все

Численность штата

До 15 чел.-микропредприятие;

От 15 до 100 чел. – малое предприятие;

От 100 до 250 чел. – среднее предприятие.

Годовой доход

До 120 млн рублей – микропредприятие;

От 120 млн до 800 млн – малое предприятие;

От 800 млн до 2 млрд – среднее предприятие.

С 01.12.2018 круг субъектов МСП расширился (см. п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 313-ФЗ) за счет:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • хозяйственных товариществ, доля РФ, ее субъектов, муниципалитетов, общественных и религиозных организаций в складочном капитале которых не превышает 25%, а доля иностранного участия и юрлиц, не являющихся субъектами МСП – в пределах 49%;
  • иностранных юрлиц (за исключением офшорных), подпадающих под условия по годовому доходу и численности штата, установленные для средних предприятий без предъявления требования по участникам.

Кто относится к МСП — юридические признаки

В первую очередь законодатель обращает внимание на необходимость госрегистрации предприятия и внесения его в Единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 4 ФЗ № 209). Кроме того, субъект МСП должен иметь одну из следующих организационно-правовых форм (п. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209):

  • хозяйственное общество или партнерство (с 01.12.2018 еще и хозтоварищество);
  • кооператив — производственный или потребительский;
  • крестьянско-фермерское хозяйство;
  • индивидуальный предприниматель.

Важно! Не могут быть отнесены к субъектам МСП организации иных форм (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Дополнительные требования к хозяйственным обществам и партнерствам

Для хозяйственных обществ/партнерств установлены дополнительные критерии отбора (ч. 1 п. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209). Решающими факторами, позволяющими отнести их к МСП, будут:

  • участие в проекте «Сколково»;
  • применение различных изобретений, достижений, ноу-хау, принадлежащих бюджетным/автономных научным или образовательным учреждениям;
  • нахождение в списке организаций, поддерживающих развитие инноваций в соответствии с законом «О науке и государственно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

Если речь идет об ООО, то в их уставном капитале доля государственного или муниципального участия либо участия общественных, религиозных, благотворительных организаций или фондов не может быть более 25%, а доля иностранного участия субъектов, не являющихся МСП, — более 49%.

Для АО необходимо соответствие хотя бы одному из вышеперечисленных общих требований для хозяйственных обществ или двух специальных требований:

  • отнесение выпускаемых ими акций к инновационному сектору экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
  • принадлежность таким акционерам, как РФ или ее субъекты, муниципальные образования, общественные, религиозные или благотворительные фонды и организации, не более 25% акций, а иностранным лицам, не являющимся МСП, не более 49% акций.

Определение принадлежности к МСП по критерию численности штата

Важнейший критерий для определения того, кто является субъектом малого предпринимательства, — численность штата. Если в организации число работников не превышает 15 человек, это позволяет отнести ее к микропредприятиям; численность не более 100 человек — к малым предприятиям; количество работников от 100 до 250 человек — к средним (п. 2.1 ст. 4 ФЗ № 209).

Обратите внимание! Для хозяйственных обществ/партнерств, основным видом деятельности которых является деятельность в сфере легкой промышленности, установлена предельная численность для средних предприятий в размере 1 тысячи человек. Правила формирования перечня предприятий, подпадающих под это правило установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 № 1412.   

Какие организации являются МСП по критерию прибыли

Следующим критерием принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства является размер прибыли, получаемой субъектом в процессе его коммерческой деятельности. Критерий касается организаций любых организационно-правовых форм. Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 265 установлена следующая дифференциация:

  • при годовом доходе до 120 млн руб. предприятие относится к микропредприятиям;
  • от 120 до 800 млн руб. — к малым предприятиям;
  • от 800 млн до 2 млрд руб. — к средним.

Обратите внимание! Для расчета вышеуказанной величины берется общий доход от всех видов деятельности, осуществляемых предприятием, независимо от налоговых режимов. Учитывается прибыль, полученная организацией за предыдущий календарный год.

Как правильно определить категорию бизнеса

В связи со сложной системой критериев на практике могут возникать проблемы с определением того, какие организации относятся к той или иной категории субъектов малого предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие).

При наличии противоречий между признаками в расчет берется тот, который имеет наибольшее значение (ч. 3 ст. 4 ФЗ № 209).

При этом действуют также дополнительные правила:

  1. Если ИП не использует труд наемных работников, то его отнесение к той или иной категории МСП осуществляется по критерию величины дохода.
  2. ИП, работающие по патентной системе, а также предприятия всех организационно-правовых форм и ИП, созданные в период с 01 августа по 31 июля следующего года, относятся по умолчанию к микропредприятиям.
  3. Предприятия — участники проекта «Сколково», освобожденные от обязанности представлять налоговую отчетность о величине дохода, относятся к той или иной категории МСП согласно критерию о численности штата.

Категория МСП является изменяющейся, то есть при изменении величин, послуживших критерием, в течение трех календарных лет подряд, меняется и категория (п. 4 ст. 4 209-ФЗ).

Реестр МСП

Все субъекты малого и среднего предпринимательства включаются органами Федеральной налоговой службы в специальный реестр. Реестр обновляется 10 августа каждого года на основании данных ЕГРИП, ЕГРЮЛ, а также предоставляемых предприятиями сведений о численности штата, доходах, налоговых режимах; информации, поставляемой биржами, госорганами, держателями реестров владельцев ценных бумаг в соответствии с пп. 6, 6.1 ст. 4.1 ФЗ № 209. Вновь созданные юрлица и зарегистрированные ИП включаются в реестр не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации, равно как и сведения о данных предприятия в случае их изменения.

В реестре содержится следующая информация (п. 3 ст. 4.1 209-ФЗ):

  1. Наименование организации или Ф.И.О. ИП, адрес, ИНН.
  2. Дата внесения сведений в реестр.
  3. Присвоенная категория субъекта МСП.
  4. Коды по ОКВЭД.
  5. Информация о лицензиях предприятия, производимой продукции.
  6. Сведения об участии в закупках и заключенных контрактах и пр.

Информация из реестра является общедоступной и каждый месяц 10-го числа размещается на сайте ФНС РФ (п. 9 ст. 4.1 209-ФЗ).

Наличие данных о предприятии в этом реестре является необходимым условием для получения любых преимуществ, предусмотренных для МСП. Подробно о реестре рассказано в статье Сведения из Единого реестра субъектов малого предпринимательства.

Преимущества субъектов МСП

Какими же преимуществами обладают субъекты предпринимательства, соответствующие вышеописанным критериям МСП и внесенные в Единый реестр МСП? В основном они связаны с финансовой составляющей их деятельности и заключаются:

  1. В предоставлении налоговых льгот. В первую очередь речь идет о специальных налоговых режимах, таких как УСН, патентная система и других, а также о налоговых каникулах (с 2015 по 2024 год ИП на патентной системе и УСН вправе в течение двух лет не платить налог).
  2. В послаблениях при проверках. В 2021 большинство предприятий МСП, включенных в реестр, освобождено от проведения налоговых проверок (постановление Правительства РФ  «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год…» от 30.11.2020 № 1969).
  3. Финансовой помощи со стороны государства в виде целевых субсидий и поддержки.
  4. Упрощенной бухгалтерской отчетности в соответствии с ч. 4 ст. 6 закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (право руководителя организации самостоятельно вести бухучет, упрощенная форма баланса и отчета и т. д.).
  5. Менее строгой кассовой дисциплине (см. указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).
  6. Преимуществах в области аренды. Так, закон «Об особенностях отчуждения…» от 22.07.2008 № 159-ФЗ предусматривает преимущественное право для выкупа в собственность арендованного СМП государственного или муниципального имущества.
  7. Преференциях при участии в госзакупках и др.

***

Итак, в нашей статье мы рассмотрели, какие критерии в 2021 году позволяют отнести организацию к субъектам малого и среднего предпринимательства и какими преимуществами и льготами они обладают. Система критериев достаточно сложна, а все соответствующие ей субъекты вносятся в Единый реестр МСП. Как стать малым/средним предприятием, рассказывается в статье Как стать субъектом малого предпринимательства? 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: