Судебная практика: штрафные санкции за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ

Отчетность работодателя

ПФР утвердил новый бланк и порядок заполнения отчетной формы СЗВ-М. Когда начать применять его и что в нем изменилось? В какой срок нужно сдать СЗВ-М за май 2021 года? Как штрафуют за ошибки с этой отчетной формой и как работодателям удается снизить размер санкций? На все эти вопросы ответим в статье. Здесь же вы найдете подробную инструкцию по заполнению нового бланка СЗВ-М и готовый образец.

Новости от ПФР по СЗВ-М

ПФР внес корректировки в бланк формы СЗВ-М. Обновленная форма и правила ее заполнения утверждены Постановлением ПФР от 15.04.2021 № 103п.

В этом документе вы найдете:

  • форму «Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)» (Приложение № 1)»;
  • порядок заполнения СЗВ-М (Приложение № 2).

Теперь у СЗВ-М появились отдельные правила заполнения, оформленные в виде нормативного документа. Ранее пояснения размещались в самом бланке СЗВ-М и не раскрывали отдельные особенности заполнения формы, вызывая немало вопросов у работодателей.

Что конкретно изменилось в СЗВ-М, расскажем в следующем разделе.

Как изменился бланк СЗВ-М

В связи с вступлением в силу Постановления № 103п отменяется Постановление ПФР от 01.02.2016 № 83п, которым утверждена ранее действовавшая форма СЗВ-М.

Изменения, внесенные в форму, носят технический характер. Сложностей с заполнением нового бланка возникнуть не должно, так как все разделы остались на своих местах, их название не изменилось, как и механизм заполнения.

Порядок заполнения СЗВ-М из нового постановления ПФР несколько отличается от того, что ранее был указан в самой форме отчета, к примеру:

  • в поле «Наименование» теперь нужно указывать полное или сокращенное название организации по ее учредительным документам — в прежней форме предусматривалось краткое наименование;
  • в графе «Фамилия, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица» сведения нельзя сокращать или заменять инициалами — ранее к ФИО применялось только одно требование: указывать в именительном падеже;
  • в графе «N п/п» нумерация должна быть сквозной в порядке возрастания.

image

Новый бланк СЗВ-М 2021 Скачать

Подробнее о новых правилах заполнения СЗВ-М расскажем далее.

С какой даты нужно применять новый бланк СЗВ-М?

Постановление № 103п вступает в силу 30.05.2021, то есть на новом бланке будем оформлять СЗВ-М за май 2021 года.

Напомним, что СЗВ-М сдается не позднее 15 числа каждого месяца (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете…»). Если крайний срок сдачи отчета выпадает на выходной или праздник, он переносится на первый рабочий день (Письмо ПФ РФ от 28.12.2016 № 08-19/19045).

Срок сдачи СЗВ-М за май 2021 года — не позднее 15.06.2021.

Кстати, прием отчетности по ТКС территориальные органы ПФР осуществляют не только в рабочие дни, но и в выходные (праздничные).

Читайте также:  СЗВ-М за март 2021 года: бланк и образец

Куда сдавать СЗВ-М

Отчет сдается в территориальный орган ПФР исключительно в электронной форме при численности сотрудников 25 чел. и более. Работодатели с численностью не выше 24 чел. вправе отчитываться по форме СЗВ-М как в электронном, так и в бумажном виде.

Электронный СЗВ-М нужно подписать ЭЦП и направить в ПФР по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через операторов электронного документооборота (ЭДО). Отчет нужно сформировать только в формате xml, в противном случае фонд его не примет.

Электронный СЗВ-М будет считаться принятым после получения квитанции о том, что ПФР принял отчет. Пока такой квитанции нет, отчет считается несданным, за что могут оштрафовать.

Сдать СЗВ-М на бумаге можно непосредственно в ПФР или отправив его по почте заказным письмом с описью вложения.

Если в ПФР зарегистрировано обособленное подразделение, необходимо представить отдельную форму СЗВ-М по застрахованным лицам, работающим в данном подразделении (ст. 1, п. 1 и п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ).

Инструкция по заполнению нового бланка СЗВ-М

Правила заполнения нового СЗВ-М утверждены Постановлением правления ПФР от 15.04.2021 № 103п. К бумажному СЗВ-М предъявляются следующие требования:

  • заполнить бланк разрешается чернилами или шариковой ручкой с использованием любого цвета, кроме красного и зеленого;
  • бланк заполняется от руки печатными буквами или на компьютере;
  • помарки, исправления и сокращения не допускаются;
  • позиции «Наименование должности руководителя», «Расшифровка подписи» (фамилия, имя, отчество (при наличии) указываются полностью) обязательны к заполнению;
  • заверяется бумажный бланк подписью руководителя или доверенного лица и печатью организации (при наличии). ИП заверяет входящие документы личной подписью.

Перейдем к порядку заполнения разделов СЗВ-М.

Раздел 1 «Реквизиты страхователя»

Все поля Раздела 1 подлежат обязательному заполнению.

Поле Раздела 1 формы СЗВ-М Как заполнить
Регистрационный номер в ПФР Проставьте 12-значный номер страхователя, присвоенный при регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.

Корректность регистрационного номера можно проверить, например, на сайте ФНС, запросив выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП

Полное или сокращенное наименование Укажите полное или сокращенное наименование организации в соответствии с учредительными документами (допускается наименование в латинской транскрипции) либо наименование отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории РФ, обособленного подразделения.
ИНН, КПП ИНН и КПП нужно взять из свидетельства, выдаваемого ФНС.

Для юридического лица используется 10-значный ИНН и 9-значный КПП (код причины постановки на учет).

ИП и физические лица, не являющиеся ИП, указывают только 12-значный ИНН.

КПП по месту нахождения обособленного подразделения указывается в соответствии с уведомлением о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения на территории РФ.

image

Раздел 2 «Отчетный период календарного года»

Этот раздел также подлежит обязательному заполнению.

Номер месяца календарного года указывается в формате ММ (01 — январь, 02 — февраль, 03 — март, 04 — апрель, 05 — май, 06 — июнь, 07 — июль, 08 — август, 09 — сентябрь, 10 — октябрь, 11 — ноябрь, 12 — декабрь).

Год, за который представляется форма СЗВ-М, следует указывать в формате ГГГГ.

В отчете за май 2021 года в этой строке проставляется «05» и «2021» соответственно.

Раздел 3 «Тип формы (код)»

Здесь проставляется один из типов СЗВ-М:

  • «Исходная» — СЗВ-М представляется впервые за отчетный период;
  • «Дополняющая» — сдается в случае дополнения ранее принятых ПФР сведений за данный отчетный период;
  • «Отменяющая» — указывается в СЗВ-М, который сдается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Раздел 4 «Сведения о застрахованных лицах»

В разделе 4 необходимо указать сведения о застрахованных лицах, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12. 2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Раздел представляет собой таблицу из четырех граф:

  • графа «N п/п» — заполняется сквозной нумерацией в порядке возрастания без пропусков и повторений;
  • графа «Фамилия, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица» — сведения заполняются на русском языке в именительном падеже полностью, без сокращений или замены имени и отчества инициалами;
  • графа «Страховой номер индивидуального лицевого счета» — проставляется СНИЛС застрахованного лица, состоящий из 11 цифр по формату XXX-XXX-XXX-CC или XXX-XXX-XXX CC;
  • графа «ИНН» — заполняется при наличии у страхователя данных об ИНН физического лица.

Далее указывается информация о лице, подписывающем отчет, и ставится его личная подпись.

Образец заполнения новой СЗВ-МСкачать

Штрафы за СЗВ-М

Если отчет сдан с пропуском срока или в него включены неполные (недостоверные) сведения, на нарушителя могут наложить штраф 500 руб. за каждое застрахованное лицо (абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

За сдачу отчета на бумаге при обязанности его формировать в электронной форме штраф составит 1 000 руб. (абз. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Инструкция о порядке ведения персучета, утв. Приказом Минтруда от 22.04.2020 № 211н, устанавливает условия, при выполнении которых можно избежать штрафа:

  • ошибки, подлежащие исправлению, допущены в отношении лиц, включенных в СЗВ-М с типом «Исходная»;
  • ошибки обнаружены и исправлены самим страхователем или в течение 5 рабочих дней с момента получения от ПФР уведомления.

Таким образом, если в СЗВ-М за май 2021 года вы забыли отразить сведения по отдельным работникам и подаете на «забытых» лиц дополняющую форму СЗВ-М после срока сдачи этого отчета, от штрафа уйти не получится (абз. 4 п. 40 Инструкции, утв. Приказом Минтруда № 211н).

Свежая судебная практика по штрафам за СЗВ-М

Если работодатель считает, что у него есть смягчающие обстоятельства, он может попытаться в суде с их помощью снизить размер штрафа:

  • В суде удалось снизить штраф с 533 000 до 1 000 руб. за опоздание с представлением СЗВ-М на один день (вместо пятницы отчет сдали в понедельник). В качестве смягчающих обстоятельств суд посчитал совершение нарушения впервые и незначительный период просрочки (Постановление АС Московского округа от 01.03.2021 по делу № А40-5281/2020).
  • Компания смогла избежать штрафа за опоздание с СЗВ-М своим филиалом. Суды пришли к выводу, что филиал является лишь подразделением компании, а не юридическим лицом, и за ошибку должна отвечать головная организация (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 05.02.2021 по делу № А32-17320/2020).
  • Работодатель запутался в иностранных именах работников и часть составных имен отразил в графе «Отчество», хотя самих отчеств у сотрудников не было. ПФР настаивал на штрафе, но суд посчитал эти недочеты несущественными и штраф отменил, так как все остальные данные позволяли идентифицировать застрахованных лиц (Постановление АС Дальневосточного округа от 23.03.2021 по делу № А59-2324/2020).

Но и в суде не всегда удается избавиться от штрафных санкций:

  • Работодатель указал в СЗВ-М неправильную фамилию сотрудника (она не соответствовала СНИЛС) и в течение 5 дней после получения от ПФР уведомления об ошибке исправления не внес. Штраф в суде оспорить не удалось (Постановление АС Волго-Вятского округа от 22.03.2021 по делу № А43-49680/2019).
  • Компания не представляла форму СЗВ-М за периоды, когда зарплата сотрудникам не выплачивалась. ПФР оштрафовала ее и суд поддержал это решение (Постановление АС Поволжского округа от 12.01.2021 по делу № А72-4156/2020).

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Подводим итоги

  • С 30.05.2021 вступает в действие обновленный бланк формы СЗВ-М, утв. Постановлением ПФР от 15.04.2021 № 103п.
  • Сдать СЗВ-М за май 2021 года нужно на новом бланке не позднее 15.06.2021.
  • Отчет представляется электронно или на бумаге, если численность сотрудников не превышает 24 человек. За 25 и более работников отчитаться придется исключительно в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО.
  • Чтобы правильно защищаться в суде и не платить штрафы, следует учитывать актуальную судебную практику по СЗВ-М.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии
Блог для кадровика: трудовое законодательство, образцы кадровых документов, оформление и прекращение трудовых отношений, выплаты в пользу работников и многие другие кадровые вопросы рассматриваются этом сайте. Наш сайт будет полезен кадровым работникам небольших организаций и индивидуальным предпринимателям. На сайте представлен бесплатный профессиональный контент. При этом мы стараемся минимизировать количество рекламы, чтобы она не отвлекала от прочтения статей.

Бесплатная консультация юриста по телефону: 8 (804) 333-01-43

Персонифицированный учет — это информация, которая предоставляется сотрудникам Пенсионного фонда Российской Федерации. В документе содержатся данные о продолжительности страхового стажа и размере суммы денежных средств, которая была сформирована из предполагаемых ежемесячных взносов. Отчеты в Пенсионный Фонд России предоставляются частными предпринимателями и организациями. В них должен присутствовать список официально трудоустроенных работников. Тип договора при трудоустройстве — трудовой или гражданско-правовой.

Условия сдачи отчетности для персонифицированного учета ужесточились в 2011 году. Сдавать документ в Пенсионный фонд нужно было один раз в три месяца, не нарушая установленных организацией сроков. В 2016 году условия снова изменились. Теперь страхователи предоставляют отчет ежемесячно.

Описание закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые аспекты и принципы организации, которая ведет персонифицированный учет информации о трудоустроенных гражданах в РФ. Правовые основы настоящего Федерального закона содержатся в Конституции РФ, действующем законе, иных нормативно правовых актах РФ и международных договорах.

27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете» был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года, а одобрен Советом Федерации 20 марта следующего года. 28 декабря 2016 года в закон были внесены изменения.

ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» содержит 4 главы и 20 статей:

  • Глава 1 — Описывает общие положения Федерального закона;
  • Глава 2 — Определяет способы организации индивидуального учета;
  • Глава 3 — Перечисляет права, обязанности и ответственность застрахованного лица;
  • Глава 4 — Описывает заключительные положения.

Скачать ФЗ-27 «О персонифицированном учете»

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» выполняет следующие действия:

  • Определяет формулу расчета для назначения размера накопительной и страховой пенсии исходя из статистических данных продолжительности труда застрахованного лица;
  • Анализирует правильность введенной информации для персонифицированного учета о заработной плате и продолжительности деятельности. Эти данные напрямую влияют на формирование накопительной и страховой пенсии;
  • Создает информационную базу, благодаря которой процедура начисления накопительной и страховой пенсии упрощается;
  • Развивает заинтересованность застрахованных лиц в своевременной уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ;
  • Создает условия, при помощи которых возможно ведение контроля своевременной уплаты страховых взносов сотрудниками, работающими официально;
  • Прогнозирует примерные расходы на выплату накопительной и страховых пенсий застрахованным лицам на основании персонифицированного учета. Совместно с Пенсионным Фондом Российской Федерации определяет точный тариф страховых взносов, а также рассчитывает эффективность макроэкономических показателей, которые связаны с обязательным пенсионным страхованием;
  • Упрощает порядок и ускоряет процесс начисления накопительной и страховой пенсии застрахованным людям по персонифицированному учету;
  • Создает условия, при помощи которых назначается накопительная и страховая пенсия. Основополагающий фактор для назначения выплаты — продолжительность труда застрахованного лица.

Чтобы скачать Федеральный закон «О персонифицированном учете» с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по ссылке.

Последние изменения

Как уже говорилось выше, изменения были внесены в последнюю редакцию закона от 28 декабря 2016 года. В частности, поправки и дополнения относятся к следующим статьям: 1, 6, 8, 11, 14, 15, 16, 17.

Ознакомьтесь  Статья 17. Планы закупок

Статья 1

Содержание понятия «застрахованные лица» было изменено. Под этим термином понимаются лица, которые зарегистрированы в Пенсионном Фонде для осуществления персонифицированного учета. Это касается и тех, кто был трудоустроен официально и имеет право на получение досрочной пенсии по старости. Также это относится к лицам, работодатели которых своевременно уплачивают страховые взносы в порядке, предусмотренным законодательством РФ.

Статья 6

Основные изменения были внесены в пункт 13.1 настоящей статьи. В нем определяется размер денежных средств в виде страхового взноса, необходимого для отчисления в Пенсионный Фонд.

Статья 8

Страхователь обязан предоставить в орган Пенсионного Фонда информацию о всех лицах, которые зарегистрированы в его компании и работают по трудовому или гражданско-правовому договору. Документы, которые содержат об этом информацию, могут быть отправлены в электронном формате посредством сети Интернет. Чтобы отправить подобные сведения, зайдите на портал Государственных и муниципальных услуг.

Дополнительно изменен пункт 2 ФЗ «О персонифицированном учете». Страхователь обязан предоставить информацию о всех лицах, работающих на его предприятии. Период сведений — предшествующий отчетный месяц. Форма передачи — электронный документ. Предварительно официальный документ подписывается электронной подписью в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Если у страхователя работают лица, общая численность которых менее 25 человек, он может использовать аналогичный порядок для отправки сведений.

Статья 11

Ст 11 «О персонифицированном учете» была изложена в новой редакции. Информация для персонифицированного/индивидуального учета предоставляется в органы Пенсионного фонда по месту регистрации сотрудника. Остальная информация предоставляется в налоговые органы.

В п 3 ст 11 были изменены слова с «пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи» на «пунктами 2-2,3 настоящей статьи».

Статья 14

В ст 14 «О персонифицированном учете» говорится о том, что у страхователя можно получить копию документа, который содержит личные данные застрахованного человека. Эти же данные передаются в Пенсионный Фонд или налоговый орган.

Статья 15

В ст 15 говорится о том, что разрешается добавлять или исправлять информацию, которая содержит данные застрахованного лица. Чтобы изменить информацию, действия согласовываются с Пенсионным Фондом или налоговым органом.

Статья 16

В ст 16 «О персонифицированном учете» были добавлены слова «налоговыми органами и».

Статья 17

Серьезные изменения претерпела часть 12 ст 17 «О персонифицированном учете». В статье описываются финансовые санкции, которые должны быть применимы к отдельным страхователям. Однако в силу ряда причин взыскать их невозможно. Поэтому они признаются безнадежными и списываются в порядке, предусмотренным Пенсионным Фондом РФ.

Чтобы скачать Федеральный закон 27 ПФР с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону: 8 (804) 333-01-43 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕот 11 марта 2010 г. по делу N А65-23142/2009(извлечение)Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казанина решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2009по делу N А65-23142/2009по заявлению Государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани к обществу с ограниченной ответственностью “Айра“, г. Казань, о взыскании 64 638 рублей штрафных санкций,установил:Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Казани (далее — управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Айра“ (далее — общество, ответчик) о взыскании штрафных санкций в размере 64 638 рублей.Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.Управление, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.Как следует из материалов дела, 17.03.2009 ответчиком в управление представлены формы АДВ-11, СЗВ-4 за 2008 год, тем самым нарушил срок представления индивидуальных сведений.В связи с обнаружением данного факта специалистом управления составлен акт N 49 (без указания даты) о нарушении Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее — Федеральный закон N 27-ФЗ).Заместитель начальника управления, рассмотрев указанный акт, 08.04.2009 вынес решение N 39 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 64 638 рублей.Для уплаты штрафа ответчику было направлено требование от 08.04.2009 N 39. Поскольку ответчик сумму штрафных санкций в добровольном порядке не уплатил, то заявитель обратился в суд за их принудительным взысканием.Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.Кассационная инстанция находит выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее — Федеральный закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации один раз в год, но не позднее 1 марта, о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные указанным пунктом сведения.Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что между заявителем и ответчиком заключено соглашение от 24.02.2009 N 967 “Об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи“.Ответчик индивидуальные сведения за 2008 год отправил в пенсионный орган в электронном виде через специализированного оператора связи закрытого акционерного общества “ТаксНет“ (далее — ЗАО “ТексНет“) 28.01.2009. В представленных сведениях пенсионным фондом были выявлены ошибки, которые после исправления повторно были направлены в пенсионный фонд в электронном виде 18.02.2009.Заявитель 19.02.2009 по электронной почте подтвердил обществу факт получения файлов и направил ему протокол проверки файлов, где указал: на несовпадение данных в наименовании работодателя (в файле общество с ограниченной ответственностью “Айра“, а в базе данных ООО “Айра“) и на ошибку в имени застрахованного лица (в файле “Рафаиль“, а в базе “Рафаил“) (л. д. 47 — 48).Как следует из письма специализированного оператора связи ЗАО “ТаксНет“ от 07.04.2009, ответчиком повторно были направлены индивидуальные сведения 05.03.2009 и 17.03.2009 (л. д. 46).Сведения, соответствующие требованиям Федерального закона N 27-ФЗ поступили от заявителя в управление 17.03.2009, о чем свидетельствует также письмо ЗАО “ТаксНет“ от 07.04.2009, а также отражено в решении о привлечении к ответственности от 08.04.2009.Поскольку в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления индивидуальных сведений установлен не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, то управление посчитало, что ответчиком нарушен срок представления таких сведений, что влечет привлечение его к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 10 процентов от причитающейся к уплате суммы страховых взносов.Между тем, такой вывод органа пенсионного фонда суд обоснованно признал несостоятельным.Согласно пункту 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 (далее — Инструкция) территориальный орган осуществляет контроль за достоверностью сведений и при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.В соответствии с пунктом 36 Инструкции страхователь в двух недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные.Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что необходимые для осуществления персонифицированного учета за 2008 год сведения (ведомость АДВ-11, СЗВ-4) направлены обществом 18.02.2009 по электронной почте и получены управлением 19.02.2009. Получение сведений подтверждено самим протоколом проверки файлов от 20.02.2009, в котором указано, что в представленных файлах обнаружены ошибки.Общество 05.03.2009 повторно представило в управление исправленные сведения, однако и в них были обнаружены несоответствия.Сведения, соответствующие требованиям Федерального закона N 27-ФЗ были отправлены 17.03.2009, о чем был составлен акт N 49.Следовательно, общество исправляло ошибки, выявленные в сведениях, необходимых для осуществления персонифицированного учета за 2008 год, с 18 февраля по 05 марта, с 5 марта по 17 марта, то есть в пределах предусмотренного законодательством двух недельного срока. Вышеуказанная Инструкция не ограничивает количество возможностей исправления обнаруженных несоответствий.Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, несмотря на повторное представление обществом индивидуальных сведений 05 и 17 марта 2009 года, сведения за 2008 год были представлены обществом 18.02 2009.Содержащиеся в них ошибки, а именно: несовпадение данных в наименовании работодателя (в файле общество с ограниченной ответственностью “Айра“, а в базе данных ООО “Айра“), а также в имени застрахованного лица (в файле “Рафаиль“, а в базе “Рафаил“), суд первой инстанции признал незначительными и не влияющими на достоверность представленных обществом индивидуальных сведений.Согласно Письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 “О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ“, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.Суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к правильному выводу об отсутствии у заявителя оснований для привлечения общества к ответственности за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2008 год.Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округапостановил:решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2009 по делу N А65-23142/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

ФЗ-27 об индивидуальном персонифицированном учете отражает порядок перечисления средств на формирование будущих выплат. Основной документ, который выдается после регистрации в системе пенсионного страхования – СНИЛС.

Понятие персонифицированного учета

Федеральный закон об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования введен в действие в 1996 году. В данном акте указано понятие такой системы отражения данных. Под учетом понимается процесс регистрации информации обо всех гражданах, за которых производится перечисление взносов страхового значения.

Средства поступают по системе обязательного пенсионного страхования. Данный термин используется уже более 20 лет, но до сих пор не все лица имеют представление о том, как и для чего действует данная система.

Суть персонифицированного учета по закону

На протяжении долгого времени информация относительно того, какие перечисления сделаны работодателями за каждого сотрудника, хранилась в бумажной форме.

Документация находилась в архивах:

  • организаций, в которых трудились лица;
  • пенсионного органа.

Для поиска сведений об определенном гражданине приходилось приложить немало усилий и потратить много времени. В связи с распадом Советского союза было утрачено большое количество документации, подтверждающей наличие стажа у лица.

По указанным причинам перед государственными органами была поставлена задача разработки системы, которая направлена на сбор и хранение сведений о трудовой деятельности граждан. Это способствовало не только тому, что данные стали иметь систематизированное выражение, но и появилась возможность по мере необходимости делать анализ и давать прогнозы.

Для регулирования данной системы в 1996 году был принят закон 27-ФЗ о персонифицированном учете.

Задачи, которые решаются при помощи ФЗ-27

Государственные органы разработали систему персонифицированного учета для того, чтобы решить несколько задач.

К ним отнесены:

  • установка зависимости величины пенсионных пособий от того, насколько результативно трудился гражданин;
  • определение свойств соотношении сведений о временных промежутках, пока лицо трудилось, и размере его заработной платы;
  • составление базы данных в электронном формате;
  • упрощение процедуры назначения пенсионных выплат гражданам при помощи использования амортизации.

Рассматриваемый закон указывает, что смысл персонального учета заключается в разработке для каждого лица индивидуального счета.

Роль ПФР в персонифицированном учете согласно закону №27

На счетах, открытых в пенсионном органе, собираются сведения относительно того, какие отчисления сделаны за каждого сотрудника, а также о размере стажа. В данном случае не важно, где работает лицо. Номер такого счета может создаваться только один раз.

На протяжении всей жизни гражданина сведения отражаются в одном месте. Данное изменение существенно упростило сбор данных, которые требуются для оформления пособий после выхода лица на заслуженный отдых.

Понятие и значение СНИЛС по ФЗ-27

ФЗ о персонифицированном пенсионном учете под СНИЛС понимает страховой номер, присваиваемый каждому гражданину. Этот номер используется в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно рассматриваемому правовому акту индивидуальный лицевой счет имеет несколько составных частей:

  • общая;
  • специальная;
  • профессиональная.

В первой части отражаются сведения о том, какой страховой номер присвоен лицу. Также указывается фамилия и имя гражданина, дата его рождения. Необходимо вписать адрес, где зарегистрирован страхователь и данные акта, посредством которого удостоверяется его личность.

Данный блок отражает сведения о временных отрезках, когда гражданин выполнял трудовые функции. Кроме того, здесь получится найти информацию о том, какой уровень заработной платы устанавливался по каждому месту работы. В общей части прописывается и величина взносов, сделанных в систему пенсионного страхования.

При этом взносы могут совершать сотрудники самостоятельно или организация, где они трудятся.

Другие составляющие индивидуального лицевого счета по ФЗ-27

В специальной части индивидуального лицевого счета прописываются сведения о накопительной разновидности пенсии.

К таким данным отнесены:

  • компания, выбранная  гражданином в качестве управляющей накоплениями;
  • лица, выступающие правопреемниками пенсионных средств.

Профессиональная часть предусматривает отражение страховых взносов, сделанных лицом. Это касается тех, кто наделен правомочиями относительно досрочного выхода на пенсионное обеспечение, предоставляемое негосударственными фондами.

Кроме того, тут указывается стаж лица и величина его дохода, полученного от инвестиций. Номер индивидуального счета отражается на лицевой стороне страхового свидетельства. Этот документ можно получить при обращении в ПФР или МФЦ.

В отношении каких граждан применяется персонифицированный учет

Правовая основа пенсионного страхования для лиц выражается в Федеральном законе №167 от 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Среди лиц, которые должны быть ставится на учет:

  • граждане страны;
  • те, кто имеет гражданскую принадлежность к другому государству;
  • лица, не имеющие гражданства. В этом случае применяется условие – временное или постоянное проживание на территории России.

Если гражданин не относится к перечисленным выше категориям – сведения о нем не отражаются в данной системе.

Предоставление данных персонифицированного учета

Информация относительно персонифицированного учета предоставляется организацией, в которой лицо выполняет трудовые функции.

Предусматривается несколько форм для отражения таких сведений:

  • СЗВ-М. Этот вид предполагает, что информация поступает в пенсионный орган каждый месяц. Порядок оформления прописывается в Постановлении ПФР №83п от 2016 года;
  • форма расчета страховых взносов. Данный документ подлежит ежеквартальной передаче в налоговую инспекцию. Акт утверждается приказом ФНС № ММВ-7-11/551 от 2016 года;
  • СЗВ-стаж. Информация передается в уполномоченный орган каждый год. Это касается и тех работников, которые оформили статус пенсионеров. Порядок внесения данных отражен в Постановлении ПФР №3п от 2017 года.

Необходимо учитывать установленные правила при оформлении перечисленных форм. К примеру, чтобы отразить информацию в форме СЗВ-стаж нужно применять коды. Эти значения закрепились в Классификаторе, который является приложением к Постановлению ПФР №3п от 2017 года.

Эти шифры используются для пояснения периодов, в течение которых гражданин работал. К примеру, код НЕОПЛ применяется с целью указания на то, что лицо находилось в отпуске, не подлежащем оплате.

Влияние изменений в законах на персонифицированный учет

В связи с корректировкой законодательной базы в 2017 году, коснувшейся передачи налоговым органам функций учета страховых взносов, не поменялись обязанности, возложенные на фонды.Это относится к ведению персонифицированного учета.

Работодатели не освобождаются от обязанности по составлению отчетности на каждого сотрудника.

Таким образом, принятие Федерального закона №27 от 1996 года способствовало упорядочению ведения персонифицированного учета на территории всей страны. Теперь данные о стаже лица можно найти в единой базе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: