Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего: образец заполнения

Уведомление о приеме на работу муниципального служащего — это информация о заключении трудового договора с лицом, которое ранее занимало должность в муниципалитете. Работодатель направляет документ по прежнему месту службы нового сотрудника.

16 июня 2020

Скачать уведомление о принятии на работу муниципального служащего

Нормы законодательства

Прекращение контракта с бывшим чиновником и условия трудоустройства на новую должность регулируют и разъясняют документы:

  • ст. 64.1 ТК РФ;
  • ФЗ №273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции»;
  • ФЗ №25-ФЗ от 02.03.2007;
  • указ президента №821 от 01.07.2010;
  • указ президента №925 от 21.07.2010;
  • постановление правительства №29 от 21.01.2015;
  • письмо Минтруда №18-4/10/П-2943 от 11.05.2017;
  • письмо Минтруда №17-1/10/1-248 от 22.06.2012.

Особенности принятия на работу бывших госслужащих

После прекращения контракта на бывшего муниципального служащего распространяется ряд ограничений при приеме на работу, а на его нового работодателя — ряд требований.

Законодатель определил следующие требования:

  1. Новый работодатель, принимая в штат бывшего служащего, обязан направить уведомление о смене работы муниципального служащего туда, где он трудился ранее (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 №273-ФЗ).
  2. Если бывший муниципальный служащий устраивается на работу в учреждение, которое он раньше контролировал, потребуется согласие специальной комиссии. Порядок получения разрешения комиссии установлен указом президента №821 от 01.07.2010. Согласие следует получить, если:
    • муниципальный служащий замещал должность, включенную в перечень указом президента №925 от 21.07.2010;
    • трудовое соглашение о работе с любой суммой зарплаты или договор ГПХ на сумму не больше 100 000 рублей заключают не позже 2 лет после увольнения с госслужбы;
    • с даты увольнения из муниципальных или госструктур прошло меньше 2 лет.
  3. Бывший муниципальный служащий, замещавший должность из перечня (указ №925), предоставляет новому работодателю информацию о прежнем месте работы (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 №273-ФЗ). Информировать следует, если трудоустройство происходит не позже 2 лет с момента прекращения муниципальной службы.

Подробная пошаговая инструкция по приему на работу бывшего муниципального служащего и алгоритм действий включены в методические рекомендации Минтруда (письмо №18-4/10/П-2943 от 11.05.2017). Действия нового работодателя:

  • уведомить прежнего работодателя, если принимает бывшего сотрудника органов власти не позднее 2 лет после его увольнения из названных структур;
  • сообщить о приеме тех бывших служащих, которые занимали определенные должности в соответствии с указом президента №925 от 21.07.2010.

В установленный законодателем список включены должности, по которым сотрудник выполняет различные функции. К таковым относятся:

Вид службы

Должности

Гражданская

Руководители и заместители руководителей федеральных терорганов

Высшая группа должностей ГГС по указу президента №1574 от 31.12.2005

Те, на которые назначают по решению правительства

Военная

Руководящие составы МВД, МЧС, Минобороны, СВР, ФСБ, нацгвардии, ФСО, ФСИН, ФССП, ФТС, прокуратуры, следственного комитета

Должности любых видов службы, связанные с:

  • административно-хозяйственными функциями;
  • предоставлением госуслуг;
  • контролем/надзором;
  • управлением госимуществом;
  • выдачей лицензий/разрешений;
  • госзаказами;
  • распределением ресурсов материального и технического характера

Принимая на работу рассматриваемую категорию лиц, следует учесть ряд особенностей по уведомлению.

Уведомление необходимо:

  • по определенной законодателем категории должностей (перечень муниципальных служащих, о которых надо уведомлять, определен);
  • при заключении трудового соглашения не позднее 2 лет с момента увольнения из муниципальных органов с любым уровнем оплаты;
  • при заключении договора ГПХ стоимостью свыше 100 000 рублей.

Действия претендента — бывшего чиновника:

  1. Обращается в комиссию за согласием на поступление на работу в организацию (обращение разрешено подавать, даже если увольнение с муниципальной службы только планируется). Комиссия в течение 7 дней с даты поступления обращения изучает его и не позднее 1 рабочего дня с даты принятия решения сообщает его кандидату письменно или в течение 3 дней устно.
  2. Получив согласие, заключает трудовое соглашение о назначении на должность с новым работодателем.

Претендент, не получивший уведомления о согласии, не имеет права трудоустроиться. Поскольку бывший муниципальный служащий обязан уведомить о трудоустройстве, нарушение им запрета и утаивание информации от работодателя влечет расторжение трудового соглашения. Работодатель проверяет сведения о прежней трудовой деятельности, например с помощью:

  • данных из трудовой книжки;
  • сведений ПФР по отчислению взносов.

Как заполнить уведомление

Единая форма уведомления отсутствует, но ряд требований к его оформлению установлен (постановление №29 от 21.01.2015, письмо Минтруда №18-4/10/П-2943 от 11.05.2017):

  1. Формируется на бланке учреждения.
  2. Подписывается руководителем/уполномоченным им лицом.
  3. Заверяется печатью предприятия или кадровой (при наличии таковых).

Уведомление содержит следующие сведения:

  • Ф. И. О. лица;
  • дата рождения;
  • занимаемая перед увольнением должность;
  • название организации (полное и сокращенное — при наличии).

Законодатель определил, что уведомление о трудоустройстве бывшего муниципального служащего оформляют с учетом перечисленных требований.

Дополнительно указывают и другие сведения:

Вид взаимоотношений с работодателем

Необходимые сведения

Заключено трудовое соглашение

Указать:

  • реквизиты приказа о приеме на работу;
  • дату заключения трудового соглашения, его срок;
  • название должности и подразделения в соответствии со штатным расписанием;
  • функции по работе.

Заключен договор ГПХ

Указать:

  • реквизиты договора ГПХ;
  • срок действия;
  • предмет договора и описание функций (кратко);
  • стоимость договора.

Куда представить уведомление

Постановление №29 определяет, в чей адрес направляется уведомление о работе бывшего муниципального служащего. Информацию о работниках, назначенных на должности, включенные в перечень государственных и муниципальных служащих для уведомления, в письменной форме следует направить прежнему работодателю — на последнее место службы. Срок отправки уведомления — не позднее 10 дней с момента заключения трудового соглашения или договора ГПХ с сотрудником.

ВАЖНО! За нарушение сроков отправки уведомления предусмотрены крупные штрафы.

Работодателю следует получить подтверждение факта отправки. Способ отправки работодатель выбирает самостоятельно. Возможные варианты (письмо Минтруда №18-4/10/П-2943 от 11.05.2017):

  • заказное письмо с уведомлением;
  • доставка в госорган курьером с распиской в получении.

Ответственность за непредоставление

Несоблюдение правил отправки уведомления влечет за собой административную ответственность.

Установлены жесткие меры в виде штрафов за нарушение положений ФЗ №273. Суммы определяют в зависимости от формы собственности организации. КоАП РФ в ст. 19.29 предусматривает санкции в размерах:

  • от 2 000 до 4 000 рублей для граждан;
  • от 20 000 до 50 000 для должностных лиц;
  • от 100 000 до 500 000 для юрлиц.

Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступСтатья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ

Прием на работу людей, ранее исполнявших обязанности государственных служащих, происходит в особом порядке. В нем нет ничего сложного, просто приходится учитывать некоторые требования законодательства. Часть работодателей порядок трудоустройства таких кандидатов не соблюдает. Но в основном нарушения допускаются не из-за желания скрыть факт работы новых сотрудников, а из-за незнания правовых норм. Чтобы избежать проблем, стоит ознакомиться с особенностями трудоустройства бывших госслужащих.

Правила оформления на работу бывшего госслужащего

Условия, на которых бывшие государственные служащие должны приниматься на новую работу, перечислены в ст.64.1 ТК РФ. Суть таких законодательных ограничений состоит в необходимости реализации антикоррупционных мер, предусмотренных ФЗ № 273 от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции».

Соответственно, физические лица, ранее работавшие на государство, могут занимать некоторые должности только с разрешения специальной комиссии. Поэтому работодатель обязан уведомить о факте трудоустройства госслужащего его бывшее руководство, а выглядит процедура так:

  • Сотрудник сообщает кадровикам по новому месту работы информацию о том, где он трудился раньше.
  • Работодатель проверяет, входит ли прежняя должность кандидата в список должностей госслужащих, трудоустройство которых производится с учетом требований ст.64.1 ТК РФ. Этот перечень был утвержден Указом Президента № 557 от 18.05.2009 г.
  • Если должность в указанном списке отсутствует, работодатель освобождается от необходимости отправки данных на старое место работы кандидата. В тех случаях, когда должность в списке есть, необходимо отправлять письменное уведомление, но только в течение 2 лет после увольнения соискателя с прежней службы. Такое уведомление должно быть направлено в 10-дневный срок с момента заключения договора.

Существует и еще одна особенность. Когда с сотрудником заключается трудовой договор, информировать бывшего работодателя нужно независимо от того, какую зарплату будет получать госслужащий. При оформлении гражданско-правовых договоров информирование необходимо только в случае, если сумма ежемесячного вознаграждения превышает 100 000 руб.

Исходя из этих правил, можно предположить, что обязанность информировать работодателя полностью лежит на сотруднике, ранее занимавшем государственные должности. Однако ответственность за непредоставление информации в уполномоченные органы несет именно кадровая служба. В случае нарушения уведомительного порядка компанию, не сообщившую о бывшем госслужащем, ждут крупные штрафы. Самого работника при этом не наказывают, но трудовой либо гражданско-правовой договор с ним, скорее всего, будет расторгнут.

Получить информацию о стаже соискателя работодатель может из трудовой книжки кандидата, а также других документов: военного билета, анкеты, заполняемой человеком при трудоустройстве. Однако встречаются ситуации, когда граждане умышленно скрывают сведения о прежней работе на государство, и в их документах соответствующей информации нет.

В таком случае компания-работодатель, вина которой отсутствует, может быть освобождена от ответственности в виде штрафных санкций. Однако придется объясняться с прокуратурой на предмет того, почему у работника не была затребована трудовая книжка либо ее дубликат, а также другие доказательства подтверждения трудового стажа.

Как составляется уведомление?

Уведомление, направляемое прежнему работодателю госслужащего, составляется по определенным правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 29 от 21.01.2015 г. Согласно правовым нормам в этом документе должны содержаться такие данные:

  • Ф.И.О. и дата рождения вновь принятого сотрудника.
  • Должность, которую человек занимал, прежде чем рассчитаться с муниципальной либо государственной службы (согласно записи в трудовой книжке).
  • Полное и сокращенное наименование организации, в которой работал гражданин.
  • Номер и дата распоряжения либо приказа, согласно которому служащий был зачислен в штат нового работодателя.
  • Срок, на который заключается новый трудовой договор (для бессрочных договоров указывается момент начала работы) и дата его заключения.
  • Название должности специалиста по штатному расписанию, а при наличии – еще и название структурного подразделения, в котором ему предстоит трудиться.
  • Краткое описание обязанностей и функций, которые поручаются сотруднику.

Уведомительное письмо составляется на бланке компании. Подписывается документ ее руководителем или другим ответственным лицом. Обязательно и наличие печати организации либо кадровой службы.

Размеры штрафов за непредоставление информации о госслужащем

В случае невыполнений предписаний закона на виновного работодателя налагаются штрафы, предусмотренные ст.19.29 КоАП РФ и ФЗ № 273. Ответственность могут понести как компании, так и их должностные лица, а также граждане, не сообщившие о приеме госслужащего.

Административные штрафы установлены в следующем размере:

  1. Для организаций, в которые устраиваются госслужащие – от 100 000 до 500 000 руб.
  2. Для должностных лиц (к примеру, руководители кадровых служб) – от 20 000 до 50 000 руб.
  3. Для граждан – от 2 000 до 4 000 руб.

Индивидуальные предприниматели, к которым устраиваются госслужащие, несут ответственность не как граждане, а как должностные лица. Соответствующие разъяснения даны в примечании к ст.2.4 КоАП РФ. Таким образом, размер штрафа для них находится в диапазоне от 20 000 до 50 000 руб.

Никто не запрещает работодателям оформлять в штат специалистов, ранее занимавших государственные должности. Однако законодательный регламент приема таких сотрудников должен быть соблюден. В противном случае не избежать штрафных санкций и претензий со стороны надзорных органов.

Есть вопросы юридического характера? Задайте их онлайн-консультанту нашего сайта. Это бесплатно!

Прочтёте за 3 мин.

Будьте внимательны при трудоустройстве экс-чиновников

Если вы принимаете на работу в свою компанию бывших государственных и муниципальных служащих, необходимо соблюсти некоторые формальности – в частности, отправить уведомление по месту прежней работы сотрудника. Штрафы за несоблюдение этого требования весьма ощутимые. Рассказываем, как всё сделать правильно. 

Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими рассмотрены в ст. 64.1 Трудового кодекса РФ.

Трудовой договор с бывшим госслужащим заключается на общих основаниях, но работодатель обязан письменно уведомить об этом представителя (нанимателя) по последнему месту государственной службы гражданина.

При этом есть ряд законодательных актов, детально описывающих необходимость и процедуру такого уведомления:

  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 12 налагает на гражданина, имевшего в послужном списке опыт работы на государственной или муниципальной службе, ограничения. Здесь же содержится требование к новому работодателю сообщить о заключении трудового договора с экс-госслужащим по месту его прежней работы.

  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом законе содержится определение государственной гражданской службы, а также описан порядок поступления гражданина на государственную службу и основания его увольнения.

  • Постановление правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ». Постановление важно для работодателя, поскольку утверждает перечень информации, которую новый работодатель обязан сообщить по месту прежней работы госслужащего.

  • Указ президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О противодействии коррупции» возлагает обязанность на граждан, уволенных с должностей государственной службы, сообщать новому работодателю о таких фактах в течение 2-летнего срока с момента увольнения с государственной службы.

  • Указ президента РФ от 18.05.2009 № 557. Этим документом утвержден перечень должностей государственных служащих, приём на работу которых осуществляется с учётом положений ст. 64.1 Трудового кодекса РФ.

Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе, и с момента расторжения его контракта прошло менее двух лет (ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, ст. 12 закона № 273-ФЗ). Законом не установлен порядок уведомления нового работодателя, но желательно, конечно, сделать это в письменной форме.

Получив от сотрудника информацию, работодатель готовит письмо-сообщение, которое нужно направить по прежнему месту работы бывшего госслужащего. В сообщении должны содержаться следующие сведения:

  1. ФИО (в случае если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

  2. число, месяц, год и место рождения (страна, республика, край, область, населенный пункт);

  3. должность государственной или муниципальной службы, замещаемая сотрудником непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

  4. наименование организации по старому месту работы (полное, а также сокращённое);

  5. дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому экс-госслужащий принимается на новую работу;

  6. дата заключения трудового договора и срок, на который он заключён (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

  7. наименование должности, которую занимает сотрудник по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);

  8. должностные обязанности, исполняемые по должности (указываются основные направления поручаемой работы).

Сообщение должно быть составлено на фирменном бланке компании, подписано руководителем компании или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, и заверено печатью.

  • Важно! Сообщение по последнему месту государственной службы гражданина направляется и в случае заключения с ним гражданско-правового договора

Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.

Порядок приёма на госслужбу, её прохождения, а также увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика или заменяющего его лица. Проверить записи нужно за последние два года.

Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним. Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ. Причём при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается.

Постановлением пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017г. №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ» определено, в частности, что антикоррупционное законодательство, а именно требования ст. 12 закона № 273-ФЗ новый работодатель бывшего госслужащего обязан выполнять независимо от суммы месячного вознаграждения, назначенного этому госслужащему. 

Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

При переводе работника на другую должность или приёме его в порядке внутреннего совместительства в рамках одной и той же компании направлять сообщение по месту прежней госслужбы работника также не требуется.

При заключении договора ГПХ с бывшим госслужащим, сообщение по месту его прежней службы направляется только в случае, когда стоимость работ (услуг) превышает 100 000 рублей.

С момента приёма на работу бывшего госслужащего до момента отправки сообщения по его последнему месту службы должно пройти не более 10 дней. Нарушать этот срок нельзя. Документ направляется заказным письмом с описью вложения или передаётся с курьером в секретариат с отметкой о приёме.

Если компания не уведомила о приёме на работу бывшего госслужащего, это может явиться основанием для привлечения работодателя к ответственности. В соответствии с положениями ст. 5.27 КоАП РФ на юридическое лицо может быть наложен штраф в размере до 50 000 рублей. При повторении такого нарушения сумма штрафа вырастет до 70 000 рублей.

Кроме того, статья 19.29 КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

Поскольку гражданин, замещавший должности гражданской службы, обязан уведомить об этом работодателя при приёме на работу, невыполнение этой обязанности может освободить работодателя от ответственности за неуведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего. Это касается случаев, если в трудовой книжке гражданина нет записи о прохождении им государственной службы. 

Срок давности для привлечения работодателя к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ составляет 6 лет.

Источник: Buh.ru

Вызвали в налоговую на допрос: что говорить и о чём молчать.Облачные юристы: как устроен сервис удалённого юридического аутсорсинга.Сударь, защищайтесь: как работает сервис по защите сделок в интернете.biz360

Очень часто работодатели не соблюдают распоряжения трудового законодательства и нормативных актов об особом порядке приема на работу бывшего госслужащего. Делают они это не специально, а потому что часто недостаточно владеют информацией о том, как нужно поступать в таких ситуациях. Придерживаться же этих правил на самом деле нетрудно, особенно учитывая, какую серьёзную ответственность придётся нести за нарушения или даже платить высокие штрафы. Тем более что административное наказание работодателей, не соблюдающих установленный порядок, практикуется уже несколько лет.

Что говорит ТК РФ?

Статья 64 Трудового кодекса гласит, что, принимая на работу бывшего государственного служащего, новый работодатель обязан сообщить о своём новом сотруднике в ту организацию, в которой тот работал ранее. Однако этого недостаточно, поскольку законом устанавливается, что и сам работник должен придерживаться некоторых правил, несмотря на то что прекратил деятельность в госструктурах, ещё два года после того, как сложил полномочия. Итак, что представляет собой уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего?

Такие порядки вводятся не на пустом месте. Они обоснованы тем, что, прекратив трудовые отношения, госслужащий всё равно может использовать какие-либо данные, к которым он имел доступ, выполняя свои обязанности. Поскольку такая информация является государственной принадлежностью и может быть даже тайной, то использование её в целях коммерческих категорически запрещено, это регламентирует ст. 79 ФЗ.

Некоторые ограничения

Кроме того, бывшие госслужащие могут пойти работать в те учреждения, с которыми контактировали во время службы в госструктуре, только после того, как будет получено согласие специальной комиссии, и если не будет иметь место противостояние интересов, возможность коррупционных действий, обоснованных тем, что две стороны имеют доступ к определённым сведениям. Но и этого недостаточно: даже при соблюдении указанных выше условий госслужащий может трудоустроиться в такую организацию только в том случае, если его заработная плата будет составлять меньше ста тысяч рублей в месяц. Если же размер предполагается более высокий, то снова нужно разрешение специальной комиссии, работа которой утверждается на законных основаниях.

Прием на работу бывшего госслужащего – дело непростое.

Обязанности бывшего госслужащего

Для бывшего государственного и муниципального служащего установлены специфические условия заключения договора о трудоустройстве. Например, граждане, которые замещали установленные нормативными правовыми актами РФ должности, после увольнения с государственной службы на протяжении двух лет обязаны информировать работодателя о последнем месте своей службы. Так как на законодательном уровне не установлена точная форма данного уведомления, он вправе сделать это устно. Хотя гораздо лучше всё же предъявить подобные сведения письменно, сохранив копию зарегистрированного документа, чтобы избежать элементарного человеческого фактора, когда работодатель просто может забыть о поданных устно данных, и перед сотрудником встанет проблема поиска доказательств правильности своих действий. Вообще информацию подобного рода специалист по кадрам на новом месте работы обычно может добыть без труда и сам, просто проанализировав пометки в трудовой книжке работника.

Несоблюдение бывшим госслужащим установленных законом требований приведёт к разрыву трудового договора, заключённого с ним.

Какие обязанности для работодателя предусматривает прием на работу бывшего госслужащего?

Обязанности работодателя

Обязанности работодателя по отношению к принимаемому на работу бывшему госслужащему также установлены законодательно, в частности ст. 79 ФЗ. Если он заключает трудовой договор с сотрудником такого типа в двухлетний период после увольнения с предыдущей службы, то должен в течение десяти дней сообщить об этом работодателю или представителю нанимателя госслужащего на последнем месте его работы в нормативно установленном порядке. На данном этапе точная форма извещения о приёме на работу бывшего госслужащего не установлена законодательно. Но о содержащихся в ней сведениях сообщается в Постановлении Правительства РФ №700.

Какие данные указываются в уведомлении?

Существует перечень данных, которые работодатель должен обязательно указать в своём уведомлении предыдущему нанимателю:

  • фамилия, имя, отчество (если есть) гражданина (если вдруг они менялись, то указывать нужно прежние);
  • дата и место его рождения;
  • должность госслужбы, которая замещалась гражданином перед увольнением (эти сведения берутся из трудовой книжки);
  • полное и сокращённое (если есть) название организации;
  • номер и дата распоряжения/приказа работодателя, на основании которого гражданин принимается на работу;
  • дата трудового соглашения и срок его действия (отмечается дата начала трудовой деятельности, если же договор срочный, то помимо срока указываются также причины, которые лежат в основе такого быстрого заключения);
  • номинация занимаемой сотрудников должности в полном соответствии с трудовым договором и штатным расписанием, при наличии ещё и сведения о структурном подразделении учреждения;
  • должностные обязанности, которые будут соблюдаться на новом месте работы (с указанием основных её направлений).

Может ли бывший госслужащий быть ИП? Об этом далее.

Письмо нужно оформить на бланке данного учреждения, заверить подписью руководителя или другого лица, имеющего такие полномочия, и подписавшим трудовое соглашение в качестве работодателя. Обязательно должна быть поставлена печать организации (её службы кадров). После этого письмо направляется предыдущему работодателю бывшего госслужащего не позднее, чем через десять дней. Вопрос о том, как именно отправлять уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего на предыдущее рабочее место, всё ещё не урегулирован окончательно, поэтому работодатель может отправить его заказным письмом по почте или предоставить с курьером.

Получение сведений о госслужбе

В соответствии с нормами антикоррупционного законодательства, работодатель при неимении сведений о предыдущем месте работы может попросить своего нового сотрудника предъявить его трудовую книжку, чтобы узнать такую информацию. Работник не вправе отказывать в данной просьбе и должен сообщить о том месте, где проходила его госслужба. Если же в трудовой книжке таких сведений нет, то работодатель уже не будет нести ответственность за нарушение норм трудового законодательства.

Однако в случае предъявления трудовой книжки может появиться ещё одно затруднительное обстоятельство. Суть в том, что сообщать о приёме на работу бывшего госслужащего нужно только тогда, когда его предыдущая должность входит в Перечень, утверждённый Президентом, или если его зарплата превышала отметку в сто тысяч рублей. Поскольку такие сведения не фиксируются в трудовой книжке, лучше без лишних выяснений сразу отправить уведомление предыдущему работодателю. Может ли стать бывший госслужащий предпринимателем? Разберемся.

Работа по совместительству

Стоит отметить, что как государственный, так и муниципальный служащий не могут работать по совместительству и заниматься в таком статусе любыми оплачиваемыми занятиями без письменного разрешения администрации основного места трудоустройства, поэтому о дополнительных обязанностях в другом учреждении госслужащий должен сообщать сам при любых обстоятельствах.

Нарушать установленные правила и скрыть побочный заработок сотруднику, скорее всего, не удастся даже при большом желании, поскольку законом установлено, что любой госслужащий должен обязательно уведомлять обо всех своих доходах, и сведения подобного рода не просто записываются, но и проходят очень серьёзную проверку. Поэтому каждый работник заинтересован в сохранении своего рабочего места и дохода. Права бывшего госслужащего при этом не ущемляются.

А вот работодатель, принимающий госслужащего по совместительству, уведомлять о нём соответствующие структуры не обязан, поскольку подобные требования предъявляются к нему лишь тогда, когда этот сотрудник уже уволен со своей службы.

Если с работником заключён гражданско-правовой договор, работодатель также обязан сообщить в государственную структуру сведения об их бывшем работнике. Таким образом, несмотря на форму сотрудничества и документы, уведомление должно быть отправлено обязательно.

В праве ли бывший госслужащий стать индивидуальным предпринимателем?

Закон запрещает заниматься частным бизнесом тем людям, которые являются чиновниками, депутатами Государственной думы и Федерального собрания, руководителями муниципальных учреждений. Но если государственная служба оставлена, то заниматься предпринимательством не возбраняется. После увольнения можно открывать ИП без всяких ограничений.

Ответственность работника и работодателя

Чем может обернуться устройство на работу бывшего госслужащего?

Так как на федеральном уровне закреплена обязанность сообщать о трудоустройстве бывшего государственного служащего, то нарушение её может привести к административной и даже уголовной ответственности.

Так, граждане РФ, отказывающиеся уведомлять о своём новом трудоустройстве предыдущего работодателя, могут привлечься в уголовной ответственности, если в их действиях специальная комиссия увидит коррупционную подоплёку. Кроме того, если уведомление отсутствует, то заключённый с сотрудником трудовой договор должен быть прекращён. В качестве наказания предусматривается также штраф, варьирующийся от двух до четырёх тысяч рублей при трудоустройстве бывшего госслужащего.

А вот по отношению к работодателю в случае нарушения установленных норм принимаются гораздо более серьёзные меры. Размер штрафа напрямую обусловливается формой собственности организации, поэтому, невзирая на то, крупное ли это предприятие или индивидуальный предприниматель, нормы закона для всех одни и те же, и исполнять их нужно в любом случае. Административная ответственность предусматривает штрафные санкции, размер которых колеблется от пятидесяти тысяч рублей до пятисот тысяч.

Согласно нормативам антикоррупционного законодательства, за трудовой деятельностью любого госслужащего всегда очень тщательно следят органы прокуратуры: и в период работы, и после увольнения на протяжении двух лет. Они имеют право проверки любых учреждений на базе отчётов, подающихся ими о заплаченных налогах и вновь принятых должностных лицах. Скрыть приём госслужащего в организацию точно не получится, поэтому рекомендуется уведомлять нужные структуры в определённые сроки. Ответственность бывшего госслужащего очень серьезная.

Судебная практика

Формирование широкой судебной практики по делам о приёме на работу бывших госслужащих, в сущности, началось только с конца 2010 года. Если раньше многие процессы просто разваливались из-за несовершенного законодательства в данной области и отсутствия единообразия предоставления сведений предыдущему работодателю, то сейчас, когда прошло более пяти лет, можно отметить некоторые тенденции в этой сфере.

С простыми случаями, когда госслужащие, уличённые в нарушении закона, не отрицают своей вины, всё ясно. А вот с работодателями дела обстоят несколько сложнее, что обусловлено высокими размерами штрафов. Многие нарушители стремятся всеми путями избежать ответственности, подтасовывают даты, искажают факты, и в итоге добавляются всё новые и новые отступления от закона, а значит, и новые наказания. Поскольку схема правосудия уже отработана, а в соответствующих органах имеется доступ практически к любым данным, то шутить с этим не стоит. Так что перед тем, как заключить трудовой договор с бывшим госслужащим, нужно все хорошо обдумать.

Проверяет соблюдения всех законодательных требований в сфере борьбы с коррупцией прокуратура. Когда она получает данные об увольнении какого-либо госслужащего с государственной службы, то наблюдает за его последующей карьерой ещё два года. После того как поступает информация об устройстве данного гражданина на новое место, нынешний работодатель становится объектом пристального внимания. Если в течение десяти дней он не направил требующееся уведомление, то прокуратура запускает проверку: посылает запросы и повестки, открывает дела, которые могут оказаться как простыми, так и сложными, если говорить условно. Образец уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего представлен ниже.

Выше уже говорилось о том, что часто работодатель (преимущественно лицо юридическое) не отрицает явное нарушение законных требований. С этим связан тот факт, что на данном этапе возбуждают дела чаще всего по отношению к должностным лицам (не юридическим). Но, если обстоятельства очевидны, а работодатель продолжает упорно сопротивляться, то прокуратура может привлечь к ответственности и юридическое лицо, к которому применяются более строгие санкции. В таком случае суд уже не столь лоялен к действиям правоохранительных органов и часто наказывает только должностное лицо, не заставляя нести ответственность лицо юридическое. В итоге дело об оформлении бывших госслужащих становится ещё более сложным, поскольку наказанный гражданин виновным себя также не признаёт.

Способы уйти от ответственности

Получая повестку из прокуратуры, работодатель, осознавая неизбежность ответственности, начинает искать возможности уйти от неё. Среди таких попыток можно выделить следующие:

  • перевод трудового договора в форму гражданско-правового (такой способ абсолютно бесполезный, поскольку требования к данным формам предъявляются одни и те же);
  • изменение дат приёма на работу, аннулирование приказа и трудового договора и т. п.; мера также неэффективна, поскольку ответ на запрос в фонды, куда работодатель отчисляет взносы за сотрудника, покажет их наличие, а значит, и докажет факт трудовых отношений;
  • утверждать, что письмо было отправлено по почте (и снова запрос в управление почтовой связи выявит правду);
  • отказ предоставления трудового договора со ссылкой на его отсутствие (за это работодателя можно привлечь к дополнительной административной ответственности).

Учитывая всю серьёзность предъявляемых к государственным служащим требований, причём не только во время работы, но и после их увольнения, не стоит нарушать закон о борьбе с коррупцией. Практика показывает, что действия подобного рода наказываются без исключений.

Нами подробно рассмотрен прием на работу бывшего госслужащего.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: